Доначислен ндс но не доначислен налог на прибыль

«Прибыльная» декларация после проверки: новая версия налоговиков

Доначислен ндс но не доначислен налог на прибыль

Сразу оговоримся: речь идет о проверках по прибыли, которые прошли в рамках отчетного года. И не касается проверок прошлогодних периодов.

Как было

Еще совсем недавно, отвечая на вопрос, как в декларации по прибыли показать результаты документальной проверки, налоговики отвечали: если в результате проверки выявлены ошибки в расчете доходов, расходов и амортизации по данным бухучета, которые повлияли на объект налогообложения, и соответственно контролирующий орган увеличил/уменьшил налоговые обязательства, то согласованные суммы налоговых обязательств автоматически начисляются в интегрированной карточке плательщика налогов (ИКП). И заметьте: ни единого слова о построчном отражении таких сумм в декларации по прибыли. Консультацию такого содержания и сегодня еще можно найти в категории 102.23.02 БЗ. То есть

ошибки, выявленные при проверке деятельности предприятия за 1 квартал (полугодие, 9 месяцев), в декларации по прибыли за следующие налоговые периоды — полугодие, 9 месяцев, год — показывать не надо

Последующую отчетность подают нарастающим итогом с учетом ошибочных показателей, отраженных в отчетности за проверенный период, а доначисление налога на прибыль налоговики проводят только в ИКП.

Ну и, конечно же, по результатам проверки нет никакой необходимости составлять уточняющую декларацию к ошибочному периоду (равно как и самоисправляться в текущей декларации). Ведь, как вы хорошо знаете, ст.

50 НКУ посвящена исключительно самостоятельному исправлению выявленных налогоплательщиком ошибок.

В случаях, когда ошибки в учете предприятия обнаруживают налоговики при проведении проверок, ее методы не работают.

Пример 1.В июне 2018 года на предприятии завершена налоговая проверка*. В результате проверки налоговики выписали налоговое уведомление-решение (НУР) по форме «Р». Предприятию доначислен налог на прибыль за 1 квартал 2018 года. Предприятие является высоходоходным и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально.

В этом случае, придерживаясь позиции «неотражения результатов проверки в декларации», предприятие должно до конца года заполнять декларации по налогу на прибыль (за полугодие, 9 месяцев и год) с ошибочными показателями 1 квартала 2018 года.

Конечно, не нужно составлять и уточняющей декларации к декларации за 1 квартал 2018 года.

Подробнее о том, как показать в учете доначисление налога на прибыль после проверки контролеров в условиях этой позиции, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 15, с. 22.

Как стало

Похоже, налоговики несколько изменили свою позицию (см. «Вестник. Официально о налогах», 2018, № 8, с. 40). Теперь они рекомендуют уже другой подход к отражению результатов проверки в декларации по налогу на прибыль.

Здесь контролеры напомнили, что такую декларацию заполняют нарастающим итогом с начала года. Поэтому результаты проверки влияют на показатель финансового результата до налогообложения за следующий отчетный (налоговый) период текущего года.

То есть в описанном выше примере декларацию за полугодие и последующие периоды 2018 года нужно уже составлять с правильными показателями. Другими словами, надо учесть сумму ошибки, выявленной контролерами при проверке.

А чтобы нивелировать задвоение обязательств к уплате, необходимо сумму налога, доначисленного по НУР (без штрафов и пени), отразить в строке 18 декларации.

Получается, «по-новому» результаты налоговой проверки (но только в рамках года) в декларации по налогу на прибыль нужно показывать так (см. табл. 1).

Таблица 1. Заполняем декларацию по налогу на прибыль с учетом результатов проверки

Строка декларации Как заполнить
01Здесь показывают сумму общего дохода за последний отчетный период по данным бухучета, с учетом суммы дохода, доначисленной по результатам проверки (при ее наличии)
02Сюда попадает сумма бухфинрезультата до налогообложения, определенная в финотчетности предприятия, с учетом доначисленной по результатам проверки суммы доходов/уменьшения расходов
04В этой строке показывают объект налогообложения (прибыль/убыток) с учетом результатов документальной проверки, т. е. доначисления доходов/уменьшения расходов
06Сумму налога на прибыль за отчетный период определяют исходя из исправленного объекта налогообложения из строки 04
17В этой строке рассчитывают налог на прибыль за весь отчетный период. При этом показатель этой строки содержит в себе данные всех предыдущих отчетных (налоговых) периодов отчетного года, в том числе исправленные данные за ошибочный период
18Здесь указывают сумму налога на прибыль, начисленного по результатам предыдущего отчетного периода, увеличенную на сумму налога, доначисленного по результатам налоговой проверки
19Здесь приводят сумму налога на прибыль по итогам последнего (отчетного) налогового периода. Фактически в декларации за полугодие здесь будет стоять сумма налога за второй квартал, в декларации за 9 месяцев — налог за 3 квартал и в декларации за год — налог за 4 квартал. А это значит, что на величину этого показателя сумма доначисленного налога не влияет
Подробнее о порядке заполнения декларации по налогу на прибыль читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 8 и № 10.

Вместе с декларацией налоговики рекомендуют предоставить разъяснения такого заполнения в произвольной форме (п. 46.4 НКУ). Для этого разъяснения есть спецполе в декларации.

Пример 2. В июне 2018 года на предприятии завершена налоговая проверка. В результате проверки налоговики выписали НУР по форме «Р». Предприятию доначислен налог на прибыль за 1 квартал 2018 года в сумме 18000 грн.

Занижение обязательств по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года произошло из-за того, что при расчете финрезультата не был учтен доход в виде безвозвратной финпомощи в сумме 100000 грн. Предприятие отчитывается по прибыли ежеквартально.

Таблица 2. Данные для заполнения декларации по налогу на прибыль

Строка декларации по налогу на прибыльДанные для заполнения декларации по налогу на прибыль
за 1 квартал 2018 годаза 1 квартал с учетом доначислений по результатам проверкиза 2 квартал 2018 годаЗа полугодие 2018 года
с учетом доначислений (гр. 2 + гр.4 + гр. 5) без учета доначислений (гр. 2 + гр. 5)
1234567
0170000007100000+10000070000001410000014000000
0220000002100000+100000200000041000004000000
0420000002100000+100000200000041000004000000
Для упрощения примера считаем, что сумма налоговых разниц равна 0.
17360000378000+18000360000738000720000
18378000360000
19360000378000+18000360000360000

Как видите, заполнение декларации как в первом, так и во втором случае не ведет к возникновению двойного налогообложения. В обоих случаях по строке 19 (см.

графы 6 и 7) мы получили одинаковую сумму налога на прибыль за 2 квартал 2018 года — 360000 грн. Именно эта сумма подлежит уплате по итогам 2 квартала 2018 года.

Столько же предприятие должно было заплатить по итогам 1 квартала 2018 года (графа 2 строка 1) и еще 18000 должно быть уплачено по итогам проверки по НУР.

В декларации по налогу на прибыль за полугодие 2018 года в свете новых разъяснений налоговиков результаты налоговой проверки нужно показать так:

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2018/may/issue-37/article-36282.html

Налоговая база по налогу на прибыль: корректировать или подавать

Доначислен ндс но не доначислен налог на прибыль

Ермошина Е.Л, редактор журнала

В последние несколько лет в арбитражной практике все чаще стало использоваться выражение «действительное налоговое обязательство» или «фактическое налоговое обязательство». Суть его заключается в следующем.

Положения ст. 17, 53, 54 НК РФ предусматривают, что проверка правильности исчисления налога предполагает в том числе проверку правильности исчисления налоговой базы. Налоговый орган обязан проверять правильность формирования налогоплательщиком расходной части не только в плане ее завышения, но и в части, которую налогоплательщик не учел, но должен был учесть (то есть в части занижения).

При этом размер доначисляемых налоговым органом налогов должен соответствовать действительной налоговой обязанности налогоплательщика, определяемой с учетом всех положений гл. 25 НК РФ, влияющих как на увеличение, так и на уменьшение налоговой базы.

Далее на примерах рассмотрим, в каких случаях налоговики по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) должны определять действительное налоговое обязательство.

Из истории вопроса

Несколько лет назад налоговое ведомство в целях единообразного применения норм Налогового кодекса рекомендовало нижестоящим налоговым органам руководствоваться следующим.

В случае если обнаружение недоимки по одному налогу согласно положениям НК РФ влечет уменьшение иного связанного с ним и подлежащего уплате налогоплательщиком налога, налоговым органам необходимо учитывать, что п. 8 ст.

 101 НК РФ не предусмотрено отражение в решении уменьшенных по результатам налоговой проверки налогов. (Иными словами, если в ходе ВНП произведены доначисления налогов, которые в силу пп. 1 п. 1 ст.

 264 НК РФ отражаются в прочих расходах, то инспекция не обязана учитывать их с целью корректировки базы по налогу на прибыль.)

В то же время невключение инспекторами по результатам проверки в расходы доначислений по иным налогам не лишало налогоплательщиков права на подачу «уточненки» по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Такие рекомендации были даны в п. 1 Письма от 29.08.2011 № АС-4-2/14018, который Письмом от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@ был признан утратившим силу в связи со сложившейся судебной практикой.

в случае доначисления иных налогов в рамках ВНП

В вышеупомянутом Письме № СА-4-7/11051@ ФНС в целях единообразного применения норм Налогового кодекса в связи со сложившейся судебной практикой направила рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок. В этом документе говорится следующее.

Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270.

В силу п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов).

Руководствуясь данными нормами, ВС РФ в определениях от 30.11.2016 № 305‑КГ16-10138 и от 26.01.2017 № 305‑КГ16-13478 пришел к выводу о том, что по смыслу ст.

 89 НК РФ налоговый орган, доначислив по результатам ВНП налоги, учитываемые в прочих расходах, обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму этих доначислений при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.

В Определении от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015 Верховный суд указал: при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входного» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.

Президиум ВС РФ 16.02.2017 утвердил позицию по данному вопросу в п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017). В рамках дела № А78-7409/2013 рассматривался вопрос определения момента включения в расходы по налогу на прибыль доначисленных сумм по НДПИ.

По мнению налогового органа, таким моментом является дата вступления в силу соответствующего решения налогового органа.

Однако суды пришли к выводу, что, исходя из необходимости установления налоговым органом в ходе налоговых проверок действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в проверяемом периоде, инспекция была обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму начисленного НДПИ в проверяемом периоде (Определение ВС РФ от 09.10.2014 № 302‑КГ14-2143).

В Определении ВС РФ от 19.01.

2018 № 305‑КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 судом указано: результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Также следует отметить, что судами при рассмотрении споров учитываются и обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков налоговыми органами.

Указание в Определении ВС РФ от 30.11.2016 № 305‑КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015 о необходимости уменьшения базы по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет ВНП, свидетельствует о необходимости установления действительных налоговых обязательств, если у налогового органа такая возможность имеется.

В Определении ВС РФ от 16.12.

2015 № 305‑КГ15-13277 по делу № А40-171350/2014 отмечено: при проведении выборочным методом предыдущей ВНП, охватывающей налоговый период 2009 года, инспекцией не проверялась и не оценивалась правомерность расходов налогоплательщика на освоение природных ресурсов, в связи с чем суды отклонили довод общества о том, что невключение спорных расходов в базу по налогу на прибыль за 2009 год повлекло возникновение у общества переплаты по налогу на прибыль за указанный период.

По делу № А26-10106/2014 суды, рассматривая эпизод, связанный с отражением обществом в 2011 году не учтенных в целях исчисления налога на прибыль организаций расходов, понесенных в 2005, 2008 и 2009 годах, указали на отсутствие у инспекции возможности определения действительных налоговых обязательств общества за периоды, находящиеся за пределами проведения ВНП, в связи с чем признали правомерным выводы инспекции о неподтверждении налогоплательщику убытков прошлых лет. Данные выводы были поддержаны в Определении ВС РФ от 19.04.2016 № 307‑КГ16-3169.

при переквалификации статьи затрат

Установление размера действительного налогового обязательства требуется и в случае, когда одна статья расходов в результате налоговой проверки заменяется на другую, при этом порядок включения этих затрат в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль меняется.

Поясним на примере Постановления АС ВВО от 11.06.2019 № Ф01-1532/2019 по делу № А29-494/2018.

В ходе выездной проверки было установлено, что АО включало в состав затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль организаций, материальные расходы, в то время как, по мнению налоговиков, затраты должны быть включены в состав амортизируемого имущества и учитываться не единовременно, а через механизм начисления амортизации.

Судьи отметили, что, проведя переквалификацию материальных затрат в расходы на создание амортизируемого имущества, инспекция должна была определить действительные налоговые обязательства налогоплательщика, рассчитав их с учетом права АО на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму амортизации за проверяемый период, на сумму недоначисленной амортизации по основным средствам в случае их ликвидации и т. д.

Отсутствие учета доходов и расходов, объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка не являются основаниями для отказа в уменьшении дохода на сумму произведенных расходов в силу того, что определение сумм реальных налоговых обязательств и сумм подлежащих уплате в бюджет налогов – одновременно и право, и прямая обязанность налогового органа.

В силу положений ст. 256, 257, 258 НК РФ для правильного и своевременного начисления амортизации необходимо определить первоначальную стоимость амортизируемого имущества, установить срок его полезного использования, определить метод начисления амортизации, дату начала и прекращения начисления амортизации.

Такие действия инспекцией не выполнены; соответствующие расчеты не произведены. Следовательно, корректировка налоговых обязательств, проведенная инспекцией, не соответствует требованиям гл.

 25 НК РФ, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы налогоплательщика и свидетельствует о незаконности доначислений по данному эпизоду решения инспекции.

Ифнс должна определить действительный размер налоговых обязательств и в случаях,

когда организации вменяется дробление бизнеса.

Некоторые организации, пытаясь уменьшить свою нагрузку по налогу на прибыль, занимаются дроблением бизнеса.

В результате такого дробления вместо одной крупной организации появляется несколько компаний поменьше, которые начинают выполнять часть ее функций. Как правило, эти компании применяют спецрежимы (УСНО или спецрежим в виде ЕНВД).

Нередко дробление бизнеса носит формальный характер и проводится с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

В Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ представлен обзор арбитражной практики, связанной с установлением фактов получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами.

В этом письме, в частности, определены общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности.

В нем также налоговое ведомство отметило, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговые органы должны определить налоговую базу с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов.

В противном случае, как показывает арбитражная практика, установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным акта налогового органа.

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 27.06.2013 по делу № А19-18472/2012 судьи проверили приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен обществом.

Они признали неверным методический подход налоговиков в связи с тем, что обществу вменялись доходы взаимозависимых контрагентов и не учитывались расходы.

Таким образом, расчет не отражал действительные обязательства общества по уплате налога на прибыль и был признан арбитрами не соответствующим положениям гл. 25 НК РФ.

Проанализировав арбитражную практику, ФНС рекомендовала своим инспекциям принимать во внимание следующую совокупность обстоятельств в ходе доказывания получения необоснованной налоговой выгоды:

  • в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;
  • применение той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов должно быть надлежаще обосновано;
  • в обязательном порядке необходимо обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;
  • нужно принимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налоговым органом действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения его доходов и расходов путем истребования документов у него самого и его контрагентов, получение банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;
  • надо учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.

и учет доходов (расходов) при получении субсидий

В Постановлении АС ЗСО от 16.11.2018 № Ф04-4920/2018 по делу № А81-1671/2018 рассматривалась следующая ситуация.

Между МУП и городским департаментом было заключено соглашение о предоставлении субсидии, предметом которого является выделение предприятию бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели подготовки в осенне-зимний период объектов муниципальной собственности. Предоставляемая субсидия имела строго целевое назначение и не могла быть использована в целях, не предусмотренных соглашением.

Предприятие, определяя базу по налогу на прибыль, учло расходы, осуществленные за счет целевых средств, за что и было привлечено к налоговой ответственности при проведении ВНП.

Судьи поддержали налоговиков, руководствуясь положениями пп. 14 п. 1 ст. 251, 252, п. 17, 49 ст. 270 НК РФ и учитывая правовую позицию КС РФ, изложенную в Определении от 16.07.2009 № 950‑О-О.

 Было отмечено: в целях определения действительных налоговых обязательств предприятия расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль не могут учитываться, поскольку предоставленные из муниципального бюджета денежные средства, использованные на приобретение материала (оборудования), фактически являются затратами районной администрации, а не затратами предприятия.

Налог на прибыль, №9, 2019 год

Источник: https://www.audar-press.ru/nalogovaya-baza-po-nalogu-na-pribyl-donachislenie-vnp

Пять самых распространенных претензий налоговых органов к бизнесу

Доначислен ндс но не доначислен налог на прибыль

У государства нет денег. Чтобы наполнить бюджет, власти усиливают борьбу со схемами, с помощью которых предприниматели уходят от уплаты налогов. С 2018 г.

, после передачи ФНС функций администрирования страховых сборов, налоговики получили еще больше стимулов для выявления таких схем.

Это означает, что ранее безопасные приемы оптимизации налогов могут привести к серьезным негативным последствиям для компании – не только уголовной ответственности, но и потере имущества. Больше всего претензий ФНС сейчас вызывают следующие схемы.

 Фиктивные поставки. Например, компания закупает товары и услуги у фиктивного контрагента, но на самом деле сама производит эти товары или услуги (или закупает их у третьей фирмы). Затем компания заявляет к вычету якобы выплаченный НДС, а также завышает свои расходы, чтобы заплатить налог на прибыль не в полном объеме.

Риски: с 2017 г. реальность сделки – основной критерий для налоговиков (ст. 54.1 Налогового кодекса). Если инспектора докажут, что у контрагента не было возможности исполнить сделку (нет ресурсов, сотрудников, транспорта и т. д.), в вычетах вам откажут.

Важно, что отказ может последовать и в том случае, если вы, на ваш взгляд, проявили должную осмотрительность. Последствия: доначисление НДС и налога на прибыль, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст.

199 УК (наказание – до 6 лет лишения свободы).

Формальное дробление бизнеса. Суть в том, что собственники делят крупную компанию на несколько юридических лиц, затем переводят на единый налог на вмененный доход либо упрощенную систему налогообложения (УСН) и платят меньше налогов.

Риски: даже если вы избежали явных признаков незаконного дробления (один и тот же директор у всех юрлиц, одинаковый адрес и т. д.

), налоговики могут доказать ее незаконность по менее очевидным признакам: совпадающим IP-адресам, доверенностям, результатам допросов сотрудников и др. – и доначислят налоги.

Более того, ФНС может также не засчитать уплаченные ранее налоги по УСН в счет погашения недоимки. В конечном счете вам придется заплатить налоги в двойном размере.

Перевод штатных сотрудников или руководителя в индивидуальные предприниматели (ИП). Работник фирмы регистрируется как ИП на УСН и выполняет ту же работу, но уже не за зарплату, а по договору оказания услуг.

Он за свой счет платит 6%-ный налог с доходов и страховые взносы (27 990 руб. + 1% дохода).

По трудовому договору с сотрудником вы из своего кармана платили бы страховые взносы, отчисляя 30% зарплат во внебюджетные фонды и еще 13% – как НДФЛ.

Риски: эта схема привлечет повышенное внимание, поскольку ФНС теперь администрирует и страховые взносы, с 2018 г. начнутся совместные проверки.

Инспектора опросят сотрудников, проанализируют документы, переписку и докажут, что фактически работники состояли в трудовых отношениях с вашей организацией, а целью их перевода на ИП было уклонение от уплаты налогов и страховых взносов.

Виновным грозит доначисление НДФЛ и страховых взносов, штрафы, а также уголовная ответственность для руководителей по ст. 199 и 199.1 УК.

Ведение бизнеса через офшоры. Многие компании используют офшорные фирмы в низконалоговых юрисдикциях для разных целей: экспорта и импорта; в качестве холдинга; для выплаты дивидендов; для владения авторскими правами, торговыми марками и получения лицензионных выплат (роялти); для выдачи кредитов и т. д.

Риски: налоговые органы активно используют правила о контролируемых иностранных компаниях, руководствуются концепциями налогового резидентства организаций и бенефициаров, а также задействуют международные инструменты обмена информацией, чтобы определить окончательного получателя необоснованной налоговой выгоды. Виновным грозит доначисление налогов, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст. 199 УК.

 Незаконное использование льготных режимов, предназначенных для инновационных организаций. Суть схемы в том, что компания использует налоговые льготы для инновационных организаций (например, освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских работ и т. д.). Но компания является инновационной только на бумаге и не создает никаких новых продуктов.

Риски: сейчас ФНС очень тщательно изучает соответствие компаний критериям, установленным для претендентов на льготный режим. Она проверит, занимается ли компания реальной инновационной деятельностью. Скорее всего, схема будет раскрыта, а организации доначислят НДС и налог на прибыль, а также штрафы и пени.

Итак, схемы, которые работали раньше, теперь стали весьма опасными.

И если раньше налоговая служба работала довольно шаблонно, расследуя банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, то теперь она глубоко прорабатывает материалы во время налоговых проверок и находит гораздо больше уязвимых мест, чем прежде.

Формальное наличие документов, подтверждающих, что вы проявили должную осмотрительность, и подготовленные показания сотрудников сейчас не гарантируют безопасности для бизнеса. Лазеек остается все меньше, и к этому бизнесу нужно привыкать.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2018/01/30/749355-pyat-pretenzii-nalogovih-organov

Налоговая доначислила ндс в решении о камеральной проверки

Доначислен ндс но не доначислен налог на прибыль

Как отразить в учете и декларации доначисление налогов, пеней и штрафов?

Этот вопрос волнует всех бухгалтеров, поскольку с данной темой приходится сталкиваться довольно часто.

Рассмотрим тему доначисления налогов по итогам проверки для компаний на общем режиме.

В принципе, большой разницы при доначислении налогов на спецрежимах нет, вопрос только в налоге на прибыль и отложенной разнице.

На основании акта проверки налоговики выставляют штрафы и пени.

Данные санкции отражаются проводкой Д-т 99 К-т 68 В какой момент отражаются штрафы и пени в учете?

Проводку делаем в периоде подписания решения по налоговой проверке. А поскольку данные суммы в расходах не учитываются, то разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Ни штрафы, ни пени в данном случае не уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому они всегда формируются за счет чистой прибыли компании (пп. В апреле 2014 года налоговики приняли решение по проверке, на основании которого ООО «Круиз» было оштрафовано по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2013 году на сумму 13 845 рублей.

К тому же компании были начислены пени в сумме 2465 рублей. Следовательно, ее нужно исправлять в отчетности того периода, к которому они относятся.

В апреле бухгалтер сделал проводки: Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 13 845 руб. При обнаружении ошибки за текущий год, налоги доначисляются на дату решения по проверке.

Выездная проверка по НДС —

— начислен штраф за неуплату НДС; Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 2465руб. Если ошибка найдена при начислении налогов за прошлый год, а баланс еще не утвержден, то доначисление нужно сделать в декабре прошлого года.

Особое внимание стоит обратить на доначисления налогов за прошлые периоды, по которым отчетность уже сдана.

Здесь все зависит от того, является ли сумма существенной или нет.

Несущественные ошибки отражают на дату обнаружения (решения по проверке).

В бухгалтерском учете такие ошибки трактуются как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. Д-т 91 (Д-т 99 при доначислении налога на прибыль) К-т 68 Для существенных ошибок другое правило.

Их отражают проводкой Д-т 84 К-т 68 К тому же, необходимо пересчитать показатели прошлых лет в текущей отчетности.

Данный вывод следует из ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Рассмотрим более подробно, как делать исправления в отчетах по конкретным налогам, поскольку для каждого налога есть свои особенности.

Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.

Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно.

Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.

Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете.

К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации.

В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет.

К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).

Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. В 2014 году у ООО «Ксенон2» была выездная налоговая проверка.

В результате чего инспекторы посчитали, что компания в 2013 году работала с нереальными поставщиками, и сняли их суммы оплаты за продукцию в размере 65 000 рублей.

По этой сумме был доначислен налог на прибыль 65 000* 20% = 13 000 рублей.

К тому же, было выявлено явное завышение амортизации на сумму 14 000 рублей.

По данному нарушению была начислена сумма 14 000 * 20% = 2800 рублей.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки по НДС

Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.

Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете.

К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации.

В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет.

К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).

Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. В 2014 году у ООО «Ксенон2» была выездная налоговая проверка.

В результате чего инспекторы посчитали, что компания в 2013 году работала с нереальными поставщиками, и сняли их суммы оплаты за продукцию в размере 65 000 рублей.

По этой сумме был доначислен налог на прибыль 65 000* 20% = 13 000 рублей.

К тому же, было выявлено явное завышение амортизации на сумму 14 000 рублей.

По данному нарушению была начислена сумма 14 000 * 20% = 2800 рублей.

Камеральные проверки в 2018 году НК РФ, как проводится и что проверяет

Для ООО «Ксенон2» данные затраты оказались несущественными.

Следовательно, бухгалтер по результатам ревизии в 2014 году делает проводки: Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 13 000 руб.

— доначислен налог на прибыль за 2014 год на основании акта проверки; Д-т 02 К-т 91 = 14 000 руб.

— отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; Д-т 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» К-т 68 = 2800 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль; Д-т 68 К-т 99 субсчет «ПНА» = 2800 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив; Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 2800 руб.

— доначислен налог на прибыль за 2013 год по результатам проверки; При корректировке доходов, нужно придерживаться таких же правил, как и при корректировке расходов.

В налоговом учете никаких изменений не будет, соответственно, подавать «уточненку» не нужно.

Если в бухучете вы занизили доходы, то в текущем периоде нужно показать прибыль прошлых лет и отразить постоянный налоговый актив (ПНА).

В случае, когда в бухгалтерском учете вы все отразили верно, в текущем периоде корректировки делать не нужно. Закон не дает четкого ответа на вопрос, куда включать суммы НДС, доначисленные по результатам проверки.

Как объясняют налоговики, доначисленную сумму НДС можно учесть в расходах только в одном случае – если такая сумма формирует первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) (ст.

170 НК РФ), а бухгалтер по ошибке приняла ее к вычету.

После полученного акта проверки такие суммы можно включить в себестоимость, если данная сумма уже участвует в расчете налога на прибыль (письм Минфина России № 03-07-11/222 от ).

Даже суды в таких случаях иногда встают на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-5096/2007-12/27 от ). В редких случаях при проверке одного налога инспекторы делают исправления в налоговых карточках по другим налогам.

Самый простой способ – сделать доначисления налога и отнести их в расходы текущего периода налогового периода.

Во всех других ситуациях, по мнению налоговиков, доначисленный НДС включать в расходы нельзя на основании пп. 270 НК РФ, где четко определено, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленный покупателю.

Чтобы избежать споров с налоговиками, вы можете не включать доначисленный НДС в расходы, тогда вам нужно отразить постоянное налоговое обязательство. При получении акта проверки, бухгалтер не включила данную сумму в расходы для налогообложения прибыли.

В бухгалтерском учете такие расходы также учитываются в затратах текущего года на дату решения по проверке.

Но есть мнение, что НДС, как и любой другой налог, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли (пп.

В ООО «Регламент» прошла налоговая проверка, в результате которой инспекторы аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде на сумму 26 000 руб. Бухгалтерские проводки по доначислению НДС: Д-т 91 К-т 68 = 24 000 руб.

Если инспекторы проверили налог на имущество, транспортный налог или земельный налог и сделали доначисление, такие суммы уменьшают облагаемую базу по прибыли (пп. Тогда разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникнет.

— доначислен налог на имущество за 2013 год; Д-т 91 К-т 68 = 12 797 руб. Если компания не согласна с решением налоговой проверки, она может оспорить ее в досудебном порядке.

— доначислен НДС; Д-т 99 субсчет «ПНО» К-т 68 = 4800 руб. В ООО «Карп» в 2014 году прошла налоговая проверка и по ее итогам инспекторы доначислили налог на имущество за 2013 год в сумме 6345 рублей и транспортный налог в сумме 12 797 рублей. Нужно ли делать проводки, если решение оспаривается?

Конечно, учитывая правила бухучета, любая операция требует какой-то записи.

Но может случиться вероятность того, что вам придется обратиться в суд и пройти несколько судебных инстанций, отменяющих решение предыдущей инстанции.

Тогда бухгалтеру придется делать корректировки несколько раз подряд, что существенно осложнит ее работу.

К тому же здесь может возникнет вероятность принятия решения, отрицательного для компании, в результате чего необходимо будет сформировать оценочное обязательство и сделать проводку Д-т 91 К-т 96.

Поэтому разумнее для компании не делать никаких исправлений до принятия окончательного судебного решения.

Тогда вы сможете сделать проводки и отразить их в периоде принятия судебного решения.

Сроки возмещения НДС после камеральной проверки / КонсультантПлюс

Политика государства по совершенствованию налогового законодательства направлена на создание более прозрачной системы налогообложения.

Основное внимание уделяется повышению уровня поступаемых в бюджет налогов.

Реализовать это планируется не за счет повышения налоговой базы, а за счет увеличения добросовестных налогоплательщиков.

Применяются так называемые льготные периоды (например, отсутствие плановых проверок в первые три года работы предприятия).

Налоговые проверки ИП проходят в порядке, установленном в Налоговом кодексе.

Понимание их особенностей поможет лучше подготовиться к предстоящей инспекции.

Налоговая инспекция обязана контролировать правильность и достоверность расчета по бюджетным отчислениям.

С этой целью могут проводиться выездные и камеральные проверки.

Для предпринимателей любого ранга они — источник стресса.

Невозможно наперед предугадать все проблемы, которые могут возникнуть в процессе бизнеса.

Взаимодействие с контролирующими органами — одна из составных частей коммерческой деятельности.

Налоговой инспекцией проверка ИП проводится по тем же правилам, которые установлены и для юридических лиц.

Они зафиксированы в Налоговом кодексе (далее по тексту — Кодекс). Для того чтобы лучше представлять, к чему следует быть готовыми, изучим основные сведения о них. Они проходят на территории проверяемой фирмы или индивидуального предпринимателя.

Судя по опыту многих бизнесменов, их можно отнести к наиболее опасным.

Самое большое количество штрафов выписывается именно по результатам таких проверок.

По форме проведения их можно разделить на несколько видов.

Во время проведения комплексной проверки инспектируется правильность расчетов налоговых выплат в бюджет.

Во внимание берется весь спектр налогооблагаемой деятельности за определенный период работы предпринимателей.

В этом случае налоговики могут запросить все документы, фигурировавшие в хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени. Выборочная проверка проводится для сравнения данных в декларациях с действительным оборотом денежных средств на предприятии.

Берется во внимание не вся коммерческая деятельность, а только та, которая касается одного или нескольких налогов.

Политика государства по совершенствованию налогового законодательства направлена на создание более прозрачной системы налогообложения.

Основное внимание уделяется повышению уровня поступаемых в бюджет налогов.

Реализовать это планируется не за счет повышения налоговой базы, а за счет увеличения добросовестных налогоплательщиков.

Применяются так называемые льготные периоды (например, отсутствие плановых проверок в первые три года работы предприятия).

Налоговые проверки ИП проходят в порядке, установленном в Налоговом кодексе.

Понимание их особенностей поможет лучше подготовиться к предстоящей инспекции.

Налоговая инспекция обязана контролировать правильность и достоверность расчета по бюджетным отчислениям.

С этой целью могут проводиться выездные и камеральные проверки.

Для предпринимателей любого ранга они — источник стресса.

Невозможно наперед предугадать все проблемы, которые могут возникнуть в процессе бизнеса.

Взаимодействие с контролирующими органами — одна из составных частей коммерческой деятельности.

Налоговой инспекцией проверка ИП проводится по тем же правилам, которые установлены и для юридических лиц.

Они зафиксированы в Налоговом кодексе (далее по тексту — Кодекс). Для того чтобы лучше представлять, к чему следует быть готовыми, изучим основные сведения о них. Они проходят на территории проверяемой фирмы или индивидуального предпринимателя.

Судя по опыту многих бизнесменов, их можно отнести к наиболее опасным.

Самое большое количество штрафов выписывается именно по результатам таких проверок.

По форме проведения их можно разделить на несколько видов.

Во время проведения комплексной проверки инспектируется правильность расчетов налоговых выплат в бюджет.

Во внимание берется весь спектр налогооблагаемой деятельности за определенный период работы предпринимателей.

В этом случае налоговики могут запросить все документы, фигурировавшие в хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени. Выборочная проверка проводится для сравнения данных в декларациях с действительным оборотом денежных средств на предприятии.

Берется во внимание не вся коммерческая деятельность, а только та, которая касается одного или нескольких налогов.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/acts/nalogovaya-donachislila-nds-v-reshenii-o-kameralnoy-proverki

Согласно Закону
Добавить комментарий