Платежи за пользование природными ресурсами

Экологическое право России

Платежи за пользование природными ресурсами

Плата за использование природных ресурсов регламентируется соответствующими правовыми актами экологического законодательства, регулирующими порядок пользования и охраны различных компонентов природной среды.

К платежам за использование природных ресурсов относятся:

  • платежи за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • платежи за сверхлимитное использование и нерациональное использование природных ресурсов;
  • платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Основания, размеры и порядок оплаты за пользование водными объектами установлены главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации

Плательщиками за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию.

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или соответствующих устройств в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
  • использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях);
  • использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

  • забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;
  • забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
  • осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
  • забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);
  • сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

  • объем воды, забранной из водного объекта;
  • объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
  • площадь акватории используемых водных объектов;
  • объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости

от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Сумма платы определяется плательщиком самостоятельно по итогам каждого отчетного периода исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы, с учетом предусмотренных законом льгот. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов РФ.

Отчетный период устанавливается:

  • для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календарный квартал;
  • для остальных плательщиков — каждый календарный месяц.

Источник: https://isfic.info/ecolog/nikar22.htm

Платежи за право пользования природными ресурсами

Платежи за пользование природными ресурсами

В соответствии с российским законодательством плата взимается:

  • 1) за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • 2) сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • 3) их воспроизводство и охрану.

Система платежей за природные ресурсы в России представлена на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Система платежей за природные ресурсы в России

Плата за землю в России устанавливается в форме земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли [38]. Земельным налогом облагаются юридические лица и граждане, обладающие правом собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Его размер устанавливается с учетом качества земли, ее целевого назначения (для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, земли промышленности, транспорта, лесного фонда, рекреационных нужд и т.д.).

Земельный налог взимается ежегодно с облагаемой налогом земельной площади.

Плата за земли сельхозназначения:

где п — нормативная ставка земельного налога;

S — площадь сельхозугодий.

Плата за земли не сельхозназначения:

где п — ставка земельного налога в зависимости от экономического района и численности населения в городе (населенном пункте);

S — площадь;

К,, К2, К3 — коэффициент повышения ставки земельного налога соответственно в курортных зонах; с учетом исторической застройки; за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала.

Платежи за пользование недрами. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом [9].

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

  • 1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • 2) регулярные платежи за пользование недрами;
  • 3) плата за геологическую информацию о недрах;
  • 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • 5) сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством РФ.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между

Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изм. и доп.).

Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством РФ.

Регулярные платежи за пользование недрами (роялти) устанавливаются в размере 2—16% стоимости реализованной продукции добывающего предприятия. В зависимости от вида добываемого сырья, его уникальности и ценности платежи за недропользование распределяются между федеральными, региональными и местными бюджетами.

Плата за воду взимается по тарифам, установленным для данной водохозяйственной системы, исходя из лимитов во- допотребления. За сверхлимитный забор воды субъекты хозяйствования оплачивают воду в пятикратном размере. Экономическое значение водного налога заключается в изъятии у водопользователей части дохода, получаемого благодаря использованию ресурсов данного водного объекта.

Платежи за пользование ресурсами леса взимаются:

  • 1) за заготовку древесины;
  • 2) заготовку живицы;
  • 3) заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты);
  • 4) побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений);
  • 5) лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целей.

Платежи, поступающие в форме сборов, за право пользования лесами, лесными и нелесными землями, лесными ресурсами, а также доходы от них взимаются в виде лесных податей и арендной платы.

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд (ст.

7 Лесного кодекса РФ в ред. от 3 июля 2016 г).

В основах лесного законодательства РФ все платежи за пользование лесным фондом, в том числе и за древесину, отпускаемую на корню, названы лесными податями. Лесные ресурсы стали передаваться в аренду сроком до 50 лет и продаваться на торгах. Согласно ст.

3 Лесного кодекса РФ, Правительство РФ устанавливает минимальные ставки платы за древесину на корню. Органы власти субъектов РФ могут увеличивать средние минимальные ставки лесных податей по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством.

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов (ст. 104 Лесного кодекса РФ). Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.

При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Арендная плата состоит из лесной подати, которая может увеличиться по договоренности сторон.

Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке за свой счет; за такую же древесину, заготавливаемую лесхозами за счет бюджетных ассигнований.

Сумма лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%).

Древесина, отпускаемая на корню, может продаваться на торгах (70% дополнительных поступлений лесных податей, полученных на торгах, направляется на финансирование лесного хозяйства). Участки лесного фонда могут предоставляться Правительством РФ в концессию иностранным юридическим лицам для ведения лесозаготовок.

Плата за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом местных особенностей и видов пользования на основании предельных размеров платы, утверждаемых правительством.

В результате проведенного исследования было установлено, что можно выделить две группы инструментов государственного регулирования природопользования: макроэкономические регуляторы и мероприятия, направленные на регулирование природопользования.

Макроэкономические регуляторы могут не иметь в явном виде природоохранных целей. Они направлены на структурную перестройку, изменение курса национальной валюты, сокращение бюджетного дефицита, регулирование внешнеэкономических отношений и др.

К мероприятиям с четко выраженной экологической ориентацией относятся:

. введение «экологических» налогов;

• установление штрафов за загрязнение окружающей среды;

. введение платности природопользования;

  • • принятие природоохранных стандартов и нормативов;
  • • разработка и реализация отраслевых и региональных экологических программ.

Следует отметить существенное, хотя и косвенное воздействие макроэкономической политики на природопользование. Например, сокращение бюджетного дефицита, как правило, приводит к уменьшению планируемых природоохранных мероприятий.

Понижение курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов.

Стимулирование иностранных инвестиций приводит к расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств [17].

В современной системе государственного регулирования природопользования можно выделить:

  • • введение и расширение практики платного природопользования;
  • • систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  • • установление платы за загрязнение окружающей среды;
  • • развитие рынка природных ресурсов;
  • • совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природо- емкости;
  • • создание экологических фондов;
  • • реализацию экологических программ;

. продажу прав на загрязнение;

• внедрение системы экологического страхования;

. введение «зеленых» налогов;

• совершенствование системы субсидий.

Введение платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.

Источник: https://bstudy.net/635581/ekonomika/platezhi_pravo_polzovaniya_prirodnymi_resursami

Общая характеристика платежей за пользование природными ресурсами, Комментарий, разъяснение, статья от 14 января 2004 года

Платежи за пользование природными ресурсами

Ильюшихин И.Н.Генеральный директор ЗАО «Юридический центр»Северо-Западный регион»

тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64

Система платежей заприродопользование в наиболее общем виде была сформирована 27декабря 1991 года ЗакономРФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Согласно подпункту»и» пункта 1 статьи 19 указанного Закона к числу федеральныхналогов относятся платежи за пользование природными ресурсами,зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджетреспублики в составе Российской Федерации, в краевые, областныебюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области,окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, впорядке и на условиях, предусмотренных законодательными актамиРоссийской Федерации. Помимо этого, Закон»Об основах налоговой системы» отнес к числу налогов субъектовРФ лесной доход (подпункт»б» пункта 1 статьи 20), а к числу местных налогов -земельный налог (подпункт»б» пункта 1 статьи 21).

Вдальнейшем система платежей за природопользование была сформированаисходя из видов специального пользования природными ресурсами*,обретя следующую форму:_________________________

*Как указывает О.Л.Дубовик: «По критерию основания возникновения(либо статусу субъекта) природопользования различаются общее испециальное право природопользования. Первое характеризуется:производностью от конституционного права каждого на благоприятнуюокружающую среду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что егореализация не связана с необходимостью предварительногоосуществления каких-либо юридических действий (получениемразрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двухвидов — обоснованным опытом, здравым смыслом (например, право насбор дикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностнымхарактером пользования, и вызванных наличием специальных прав удругих субъектов. Специальное природопользование осуществляетсятолько на основании предварительного получения в установленномзаконом порядке разрешения (лицензии) на осуществлениеопределенного вида деятельности в соответствии с заранееопределенными условиями. Оно характеризуется платностью инеобходимостью принятия решения о предоставлении данного правауполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлениемправа, и обязанностей» (Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросахи ответах. Учебное пособие. М., 2001. С.76 — 77).

— Плата зазагрязнение окружающей среды;

-Плата за землю;

-Платежи, связанные с пользование водными объектами;

-Платежи за пользование лесным фондом;

-Платежи за пользование недрами;

-Платежи за пользование животным миром (с 01.01.2004 — сборы запользование объектами животного мира и за пользование объектамиводных биологических ресурсов).

Понятно, что обложениеплатежами реализацию права общего природопользования не моглопроизводиться, поскольку такой платеж парализовал бы реализациюконституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду(статья42 Конституции РФ) и свободу передвижения (статья27 Конституции РФ), а также в связи с тем, что затраты наосуществление контроля за реализацией гражданами права общегоприродопользования существенно превысят доходы от поступления суммналогов в бюджет.

Всвою очередь, каждый из элементов системы платежей заприродопользование в свою очередь имеет внутреннюю структуру:

-Плата за загрязнение окружающей среды взимается в трех видах:

а) за выбросы, сбросызагрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредноговоздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросызагрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредноговоздействия в пределах установленных лимитов (временносогласованных нормативов);

в) за сверхлимитныевыбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другиевиды вредного воздействия.

-Плата за землю взимается в виде:

а) Земельного налога;

б) Арендной платы заземлю.

-Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются ввиде:

а) Платы за пользованиеводными объектами (водный налог);

б) Платы, направляемой навосстановление и охрану водных объектов.

-Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:

а) Лесных податей;

б) Арендной платы зааренду участков лесного фонда.

-Платежи за пользование недрами взимаются в виде:

а) Налога на добычуполезных ископаемых;

б) Разовых платежей запользование недрами при наступлении определенных событий,оговоренных в лицензии;

в) Регулярных платежей запользование недрами;

г) Платы за геологическуюинформацию о недрах;

д) Сбора за участие вконкурсе (аукционе);

е) Сбора за выдачулицензий.

-Платежи за пользование животным миром (до 01.01.2004) взимаются ввиде:

а) Платы за пользованиеживотным миром;

б) Штрафов засверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

г) Сбора за выдачулицензии на пользование животным миром.

-Сборы за пользование объектами животного мира и за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов после 01.01.2004 взимаютсяв виде:

а) Сбор за пользованиеобъектами животного мира;

б) Сбор за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов;

в) Сбор за выдачулицензии на пользование животным миром.

Элементы каждого изплатежей, входящих в систему платежей за природопользования, былиустановлены конкретными нормативными — правовыми актами:

-Плата за загрязнение окружающей среды — статья20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от19.12.

1991 N 2060-1, в развитие которой было принято постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельныхразмеров за загрязнение окружающей природной среды, размещениеотходов, другие виды вредного воздействия».

Сроки уплаты платыза загрязнение устанавливаются Порядкомнаправления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природнойсреды в доход Федерального бюджета Российской Федерации (утв.МинприродыРФ, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 3 марта 1993 года NN04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10).

-Платежи, связанные с пользованием водными объектами — статьи122-128 Водного кодекса РФ. Федеральный закон «О плате за пользованиеводными объектами» от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ. ПоложенияЗаконабыли разъяснены ИнструкциейГНС России от 12.08.1998 N 46 «О порядке исчисления и внесения вбюджет платы за пользование водными объектами».

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901884589

Природно-ресурсные платежи как комплексный правовой институт (постановка вопроса)

Платежи за пользование природными ресурсами

(Ялбулганов А. А.) («Финансовое право», 2007, N 3)

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ПОСТАНОВКА ВОПРОСА)

А. А. ЯЛБУЛГАНОВ

Ялбулганов А. А., кафедра финансового права ГУ-ВШЭ, профессор, доктор юридических наук.

Природно-ресурсные платежи (плата за пользование природными ресурсами) представляют собой крупный комплексный правовой институт, сложившийся и действующий в современном российском праве. В нем объединены правовые нормы различных отраслей законодательства (налогового, административного, земельного, экологического, природно-ресурсного и др.).

Ввиду того что составляющие этот институт нормы имеют различную правовую природу, на практике участились случаи их столкновения (коллизии) при регулировании отношений по уплате, взиманию и взысканию указанных платежей.

Данное обстоятельство подчеркивает актуальность и своевременность изучения природно-ресурсных платежей как комплексного правового института.

«Платежи за пользование природными ресурсами», «плата за природопользование», «плата за природные ресурсы», «платежи за использование природных ресурсов» — вот неполный перечень наименований, используемых законодателем, юридической и экономической доктриной при определении платежей, взимаемых за использование природных ресурсов .

Система природно-ресурсных платежей в Российской Федерации наряду с платой за пользование природными ресурсами (платой за землю, платежами за пользование лесным фондом, водными объектами, животным миром, недрами) включает также плату за негативное воздействие на окружающую среду. ——————————— Федеральный закон от 10 января 2002 г.

N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет природные ресурсы как «компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность».

Природно-ресурсные платежи — разновидность обязательных платежей публично-правовой природы, облеченных, как правило, в законодательную форму, порядок исчисления и уплаты которых установлен федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в случаях, прямо предусмотренных перечисленными актами, — и подзаконными актами. Интерес к изучению правовых основ природно-ресурсных платежей обусловлен «мозаичностью» их состава, объединяющего целый ряд публично-правовых платежей — налоги, сборы, подати, платы и иные платежи. Комплексный характер природно-ресурсных платежей проявляется и в многообразии их функций, важнейшими из которых являются регулятивная, фискальная и экологическая. Понятийный (терминологический) аппарат данного института формируется несколькими путями: заимствованием терминологии, используемой в актах природно-ресурсного и земельного законодательства — Водном, Лесном, Земельном кодексах, Федеральных законах «О животном мире», «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и др.; заимствованием налоговой терминологии, содержащейся в актах законодательства о налогах и сборах, прежде всего в первой и второй частях Налогового кодекса РФ; наконец, заимствованием понятийного аппарата экологического законодательства — Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления» и др. Для устранения так называемых скрытых коллизий, т. е. столкновения норм-дефиниций, норм-определений, порождаемых известной «многослойностью» правового регулирования природно-ресурсных платежей, следует исходить из того, что многие из названных природно-ресурсных платежей представляют публично-правовые платежи, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, а следовательно, они регулируются нормами налогового законодательства, установившего в п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ порядок использования в целях налогового регулирования понятийного аппарата других «неналоговых» отраслей российского законодательства. Дискуссионным на сегодняшний день остается вопрос о правовой природе отдельных видов природно-ресурсных платежей. Именно правовая природа того или иного обязательного платежа за пользование природными ресурсами обусловливает особенности его установления. Так, согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. При установлении же сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ). Указывая на различную правовую природу налогов и сборов, предопределяющую различный подход к установлению этих обязательных платежей в бюджет, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 8 февраля 2001 г. N 14-О отметил, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора. В результате такой трактовки положений НК РФ судам при рассмотрении дел об уплате отдельных видов платежей за пользование природными ресурсами приходится для решения вопроса о законности или незаконности установления конкретного платежа в каждом случае определять его правовую природу. Причем в отношении природы одного и того же обязательного платежа суды нередко приходят к прямо противоположным выводам. ——————————— Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

Вопрос о правовой природе того или иного вида природно-ресурсного платежа не является исключительно теоретическим, но имеет важное практическое значение.

От того, какую правовую природу имеет рассматриваемый платеж — налога, сбора либо компенсационного платежа гражданско-правового характера, будут зависеть, в частности, последствия неуплаты или несвоевременной уплаты данного платежа, порядок привлечения к ответственности за неуплату, полномочия государственных контролирующих органов в отношении плательщика, порядок возврата излишне уплаченных сумм.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/i1509.html

Платежи за пользование природными ресурсами: Экономическое содержание. Россия — одна из богатейших стран мира по

Платежи за пользование природными ресурсами

Экономическое содержание. Россия — одна из богатейших стран мира по природным ресурсам, среди которых основную долю занимают руда, нефть, газ, лес. Учитывая, что природные ресурсы в основном являются невозобновляемыми, обеспечение рационального природопользования реализуется главным образом через налоговый механизм.

Налоговые платежи обеспечивают финансовыми ресурсами мероприятия по восстановлению нарушенного баланса воды, регенерации потребленных природных ресурсов и минералов, а также мероприятия, связанные с охраной окружающей среды, например захоронением вредных веществ.

Налоги за пользование природными ресурсами призваны регулировать процессы природопользования и вопросы охраны природы, что осуществляется также через уплату штрафных санкций.

Например, налоги, связанные с охраной окружающей среды, исчисляются исходя из нормативных выбросов по одной ставке, далее сверхнормативных, но в пределах допустимых лимитов — по другой и сверх лимита — по третьей. Как правило, эти налоги распределяются между всеми звеньями бюджетной системы, но все же их большая часть поступает в территориальные бюджеты.Законодательная база.

Федеральный закон от 08.08.0г. №126ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (с измен, от3декабря 200г.), который вводит в действие гл.

26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ; Федеральный закон от 3 марта 1995 г. № 27ФЗ «О недрах».Налогоплательщики. Налогоплательщиками налога считаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признают добычу полезных ископаемых из недр как на территории Российской Федерации, таки на территории, находящейся под юрисдикцией России. Кроме того, к числу объектов налогообложения отнесено извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства.

Если полезное ископаемое получено из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий (выщелачивание, гидродобыча и т.п.), оно также признается добытым полезным ископаемым. Конкретно к ним относят: товарный уголь и горючие сланцы; торф; нефть; газовый конденсат; товарные руды; горнохимическое сырье (фосфоритовые руды, калийные и магниевые соли и т.п.

); сырье редких металлов; сырье, используемое в строительной индустрии (гипс, мел, песок, галька, гравий и т.п.); камнесамоцветное сырье (топаз, бирюза и т.п.); концентраты, содержащие драгоценные металлы; соль пищевая; природные лечебные минеральные воды.

Не признается объектом налогообложения добыча общераспространенных полезных ископаемых индивидуальным предпринимателем непосредственно для личного потребления.Налоговая база. Налогоплательщик определяет налоговую базу как стоимость добытых полезных ископаемых отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Количество устанавливается прямым или косвенным методом.

Прямой метод предусматривает применение измерительных средств и учитывает их фактические потери. Суть косвенного метода состоит в том, что количество исчисляется расчетным путем исходя из показателей содержания полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.Налоговый период и порядок уплаты налога. Налоговым периодом по данному налогу признается квартал. В течение налогового периода налогоплательщик уплачивает в бюджет авансовые платежи не позднее последнего дня каждого месяца налогового периода в размере ’/з общей суммы налога за предыдущий налоговый период.Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается в бюджет не позднее последнего дня месяца, еле'дующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки налога.

Минимальный размер ставки налога — 3,8 % установлен на калийные соли. Руды черных металлов облагаются по ставке 4,8 %. Сырье для строительной индустрии облагается по ставке 5,5 %, драгоценные металлы — от 6,0 до 6,5 %, цветные металлы, алмазы — 8 %. Нефть и газовый конденсат облагаются по са¦ мой высокой ставке — 16,5 %, однако временно на период 2002 г. Она установлена на уровне 340 руб. за т нефти. При этом указанная ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен.Иные платежи при пользовании недрами. При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;регулярные платежи за пользование недрами;плата за геологическую информацию о недрах;сбор за участие в конкурсе (аукционе);сбор за выдачу лицензий.Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, устанавливаются в размере не менее 10 % от величины расчетной суммы налога на добычу полезных ископаемых исходя из среднегодовой проектной мощности добывающей организации. Этот размер является минимальным и корректируется по результатам конкурса или аукциона.За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, взимается плата. Размер платы определяется Правительством Российской Федерации.Сбор за участие в конкурсе вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Конкретно сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, оплату труда привлекаемых специалистов и экспертов.Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии и определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию инженерных сооружений неглубокого залегания (газопроводы и т.п.). Сами размеры платежей определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, продолжительности работ и степени геологической изученности территории. Ставки регулярного платежа устанавливаются за один квадратный метр соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.Вопросы для самопроверки1. Каково назначение налога на добычу полезных ископаемых?2. Назовите виды иных платежей за природопользование.3. Сколько существует способов определения налогооблагаемой базы по налог? Опишите их.

4. Назовите сроки платежей по налогу.

Источник: О. В. Скворцов. Налоги и налогообложение. 2003

Источник: https://biz-books.biz/book-taxes/plateji-polzovanie-prirodnyimi.html

Рентные платежи за пользование природными ресурсами Белов Владимир Владимирович

Платежи за пользование природными ресурсами

к диссертации

Введение 3

Глава 1. Теория ренты и регулирование рентных отношений 8

1.1.Классификация ренты и способы регулирования рентных

отношений 8

1 .Регулирование отношений собственности на природные ресурсы —

основа социально-экономического развития региона 22

1.3.Зарубежный опыт изъятия ренты 35

Глава 2. Рентные платежи и развитие территории 54

2.1.Роль ресурсодобывающих отраслей в экономике

Ханты-Мансийского автономного округа 54

2.2.Состояние налогообложения в ресурсодобывающих отраслях 63

2.3.Определение цены земли, земельного налога и арендной платы
в ресурсодобывающих отраслях 79

Глава 3. Совершенствование рентных платежей за пользование

природными ресурсами 93

3.1.Определение методических подходов к экономической оценке
и плате за природные ресурсы 93

  1. Метод и чес кие положения по оценке ущерба от изъятия земельных участков родовых угодий 101

  2. Совершенствование налогообложения за пользование природными ресурсами 111

Выводы и предложения 124

Список использованной литераторы 127

Введение к работе

В условиях осуществления структурной перестройки в экономике страны эффективное использование природных ресурсов с их сбалансированным воспроизводством и охраной может оказать важнейшее влияние на решение задач выхода России из экономического кризиса и обеспечения перехода к устойчивому развитию.

В реформировании отношеггий природопользования можно выделить две ключевые проблемы. Первая — это отношения собственности на природные ресурсы. Вторая — стоимостная оценка природных ресурсов как актива в составе национального богатства и определение их налогооблагаемого потенциала.

Основное внимание в ходе реформ было сосредоточено на отношениях собственности. Дискуссии по этому проводу чрезмерно политизированы и оторваны от решения второй проблемы. Поэтому более важной задачей является оценка природных ресурсов по единому критерию.

Таким критерием является дифференциальный рентный доход, дающий представление о налогооблагаемом потенциале.

Только развитая система рентного налогообложения способна справедливо перераспределять преимущества и затраты, связанные с использованием природных ресурсов и охраной природы между различными территориями и предпринимателями.

Для выполнения этой задачи следует не только установить методы взимания рентных платежей по отдельным видам ресурсов, но и использовать своего рода бюджетный «портрет» территории с учетом их природно-ресурсного потенциала и климатических условий. Это те заданные самой природой базовые показатели, в соответствии с которыми должны строиться межбюджетные отношения и финансовые трансферты.

Ресурсные платежи в природопользовании закреплены российским законодательством. Однако по многим причинам они не выполняют предназначенную им роль в формировании государственных финансов. Прямые поступления в бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют около 3 % от общего дохода. В

основном изъятие доходов в пользу бюджета происходит в косвенной форме: акцизы, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и прочие. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении величины других налогов.

Существующий экономический механизм природопользования не обеспечивает дифференциации налогов и платежей в зависимости от рентных особенностей объекта природопользования, гибкого изменения налоговых и платежных ставок в зависимости от его свойств и периода освоения.

Отсутствует эффективная система применения скидок и льгот при вовлечении в освоение низкосортного и некондиционного природного сырья, отходов производства, применения экологически щадящих и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.

Не разработаны эффективные экономические механизмы воздействия при нарушении законодательства — установление величины возмещения государству ущерба, нанесенного природопользователями.

Одновременно с расширением перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе, включая компенсационные платежи, следует учесть роль штрафов за нарушение условий природопользования и нанесения ущерба природным объектам.

Учитывая особенности отечественной экономики, для которой природоресурсный блок имеет определяющие значение, основой для установления платы и применения других экономических инструментов должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексность учета их качественных и количественных характеристик, входящих в состав оцениваемого природного объекта, при обязательности создания финансово-экономических условий воспроизводства природных ресурсов.

Нерешенность теоретических и практических задач, связанных с объективным возникновением в процессе использования недр экономических отношений между добывающим предприятием, группами населения, проживающих в районах недропользования и органами государственной

власти различных уровней объясняются чрезвычайной сложностью

проблемы.

В качестве приоритетных направлений использования экономических оценок природных ресурсов следует рассматривать установление платежей (переход к рентному налогообложению), расчет экономического ущерба (компенсационные платежи), оценку рисков ответственности предприятий при страховании объектов природопользования. Так, радикальное изменение налоговой системы, увязанное с концепцией рентного налогообложения доходов сырьевых отраслей позволит выравпить уровни рентабельности предприятий сырьевого комплекса и получить дополнительно бюджетные доходы.

Таким образом, природная и экономическая объективность возникновения природной ренты, научная неразработанность многих аспектов рентных отношений в процессе использования недр обусловили актуальность выбранной темы исследования.

Целью данного исследования янляется разработка методических подходов и обоснование рекомендаций по совершенствованию взимания рентных платежей за пользование природными ресурсами. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

-изучены теоретические и методические основы ренты природных ресурсов;

-определены особенности действующего механизма рентных платежей за пользование природными ресурсами;

-выявлены особенности рентных платежей за пользование природными ресурсами в зарубежных странах;

-предложены основные направления совершенствования взимания рентных платежей за пользование природными ресурсами.

Предмет исследования — рентные платежи за пользование природными ресурсами. Объектом исследования послужили экономические отношения

недропользователей природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа.

В процессе исследования применялись следующие методы:

-статистический — при обобщении показателей финансово-экономического состояния нефтедобывающих предприятий Ханты-Мансийского автономного округа;

-монографический, экономико-статистический, аналитический — при обобщении практического опыта и оценке результатов исследования;

-абстрактно-логический — при разработке концепции рентных платежей за пользование природными ресурсами и практическом освоении организационных и экономических регламентов;

-расчетно-конструктивный — при выполнении конкретных расчетов базовых элементов рентных платежей за пользование природными ресурсами и для сравнения различных вариантов налогового механизма регулирования рентных отношений.

Новизна научного исследования заключается в том, что с позиций формирования экономических условий хозяйствования, стабилизации и развития территории, на которой добываются природные ресурсы, разработаны методические положения по совершенствованию рентных платежей за пользование природными ресурсами и комплексе мер по их практическому осуществлению;

-выявлены специфические подходы определения платежей за пользование природными ресурсами на основе дифференциальной горной ренты;

-разработаны предложения по совершенствованию моделей рентных платежей за пользование природными ресурсами;

-проведена сравнительная оценка применяемых на практике и предложенных моделей рентных платежей за пользование природными ресурсами.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что в результате проведенного исследования подготовлены предложения по совершенствованию системы и механизма рентных платежей за пользование природными ресурсами применительно к нефтедобывающим предприятиям. Подготовленные методические решения и предложения по рентным платежам позволят обеспечить больший социально-экономический эффект, учесть не только краткосрочные, но и долгосрочные последствия изъятия земель для добычи полезных ископаемых.

Материалы исследования по рентным платежам за пользование природными ресурсами прошли апробацию и были использованы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа для определения нормативной цены земли, земельного налога, арендной платы, размеров ущерба от изъятия земельных участков родовых угодий для добычи нефти. Кроме того, разработанные автором предложения были использованы при расчете экономической эффективности проведения работ по землеустройству территории традиционного природопользования и составления схем землеустройства территорий муниципальных образований.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ВНИЭТУСХ по проблеме «Научные основы и методы регулирования земельных отношений, изучения земельных ресурсов, землеустройства, охраны земель, социального развития сельских территорий в условиях стабилизации агропромышленного комплекса РФ» (№ государственной регистрации 01.960.007309),

Источник: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/rentnye-platezhi-za-polzovanie-prirodnymi-resursami.html

Согласно Закону
Добавить комментарий