Подлежит ли государственной регистрации сервитут менее года

Сервитут на срок до года государственной регистрации не подлежит

Подлежит ли государственной регистрации сервитут менее года

Управление Росреестра по Пермскому краю продолжает цикл информационных сообщений о причинах, которые могут послужить основанием для приостановления или отказа в регистрации прав на недвижимое имущество. Ниже пойдет речь об особенностях кадастрового учета и регистрации сервитута.

Сервитутом является право ограниченного пользования собственником недвижимого имущества земельного участка, другой недвижимости соседним земельным участком, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и или эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Порядок установления сервитута в отношении участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, требования соглашения об установлении сервитута определены главой V.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения бытовых вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь по ссылке ниже. Это быстро и бесплатно!

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

  • Регистрация сервитута
  • Подлежит ли государственной регистрации соглашение
  • Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать
  • Статья 27. Государственная регистрация сервитутов
  • Росреестр разъясняет: как поставить на кадастровый учет земельный участок с сервитутом
  • 13.08.2018 | Особенности установления сервитута на земельный участок под МКД
  • Росреестр разъясняет: как поставить на кадастровый учет земельный участок с сервитутом

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут, публичный сервитут. Купить систему Заказать демоверсию.

Регистрация сервитута

Согласно ст. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В силу п. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом п. Договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок п. Пунктом 2 ст. Согласно п. Права на земельные участки, предусмотренные гл.

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами п.

Кроме того, на основании п.

Таким образом, договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, заключенный с индивидуальным предпринимателем на срок менее года, государственной регистрации не подлежит п. При этом договор аренды, возобновленный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается, поскольку она предусматривается только в отношении договора аренды на срок более года ст.

Кроме того, следует учитывать, что в аренду могут быть переданы только такие земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые прошли государственный кадастровый учет п. При цитировании и использовании любых материалов ссылка на Портал Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области для Интернет—изданий — гиперссылка: samgd.

Личный кабинет. Версия для слабовидящих. Самарская Губернская Дума Официальный сайт. Мобильная версия Карта сайта Новое на сайте Печать страницы.

Нуждается ли в государственной регистрации договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, заключенный с индивидуальным предпринимателем на срок менее года в случае если арендатор продолжает пользоваться указанным земельным участком после истечения срока данного договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя?

Анкета для родителей.

Удовлетворяет ли Вас система организации питания в детском саду? Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? Новости портала Нормативные документы Самарская Губернская Дума Депутаты и фракции Представительные органы При цитировании и использовании любых материалов ссылка на Портал Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области для Интернет—изданий — гиперссылка: samgd.

Новости портала. Нормативные документы. Самарская Губернская Дума. Депутаты и фракции. Представительные органы.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Подлежит ли государственной регистрации сервитут на земельный участок сроком до 1 года. Ответ на данный вопрос зависит от вида сервитута.

К примеру, если устанавливается сервитут до 3-х лет в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности ст.

Или, сервитуты, установленные в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации — п.

Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать

Creative Commons Attribution 4. Президент России. Искать на сайте или по банку документов Введите запрос для поиска Найти Поиск по документам Название документа или его номер. Дата вступления в силу

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Основные изменения в законодательстве РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль

Как оформляются участки из частной собственности на праве сервитута под размещение промышленных объектов? На частную собственность может быть установлен частный сервитут либо публичный сервитут.

Арбитражный процессуальный кодекс.

Подлежит ли государственной регистрации соглашение об установлении частного сервитута на земельном участок, находящийся в федеральной собственности, если сервитут устанавливается на 2 года 11 месяцев. Если сервитут сроком на 2 года 11 месяцев устанавливается на основании ст.

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Согласно ст. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. В силу п.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут регулируется статьей 23 Земельного кодекса РФ [1]. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя. Если сервитут устанавливается в интересах неопределённого круга лиц, то он оформляется правовой нормой и называется публичным сервитутом.

Приём и выдача документов заканчиваются за 1 час до окончания работы МФЦ.

Для размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, проведения изыскательских работ, ведения работ, связанных с пользованием недрами, возникает необходимость использования земельного участка, расположенного на территории Санкт-Петербурга и право государственной собственности на который не разграничено. Такой вид использования земельным участком называется земельный сервитут. Собственники объектов недвижимого имущества, лица, которым участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного бессрочного пользования, и иные лица в случаях, предусмотренных федеральными законами:. Предоставление государственной услуги приостанавливается на срок обеспечения заявителем, которому направлены документы, выполнения кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета части частей земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка. Направление заявителю уведомления о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах или предложения о заключении соглашения в иных границах. Рассмотрение уведомления о проведении государственного кадастрового учета части земельного участка.

13.08.2018 | Особенности установления сервитута на земельный участок под МКД

О государственной регистрации недвижимости. Сравнительный анализ действовавшего и нового законов о госрегистрации прав на недвижимость. Федеральным законом от 29 июля года N ФЗ Официальный интернет-портал правовой информации www.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества далее — государственная регистрация прав.

Законодательство о государственной регистрации прав на имущество и сфера его сервитутов, а также в предусмотренных законами случаях, — иных прав; сроком на 4 года — и освобождает руководитель Государственного .. Не подлежат опубликованию только кадастровые данные, содержащие.

Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками.

Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.

Настоящий Закон регулирует государственную регистрацию прав на имущество и деятельность системы, осуществляющей государственную регистрацию.

Законодательство о государственной регистрации прав на имущество далее — государственная регистрация состоит из законов и иных нормативных актов Республики Армения.

Положения настоящего Закона распространяются на права и ограничения в отношении имущества, подлежащего государственной регистрации в установленном настоящим Законом порядке, независимо от формы собственности, а также в установленных законом случаях — на права в отношении движимого имущества.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут, публичный сервитут. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V 3 настоящего Кодекса.

Правовое регулирование сервитута осуществляется гражданским законодательством. Одним из актуальных вопросов является установление сервитута на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом МКД. Сервитут является разновидностью обременения права ограниченного пользования. Согласно п.

Статья Государственная регистрация сервитутов.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Земля в аренду или рассрочку на 20 лет, в Земельный кодекс внесут изменения

Источник: https://informaciya-lawyer.ru/byudzhetnoe-pravo/servitut-na-srok-do-goda-gosudarstvennoy-registratsii-ne-podlezhit.php

Подлежат ли государственной регистрации сервитуты

Подлежит ли государственной регистрации сервитут менее года

Правовое понятие сервитута закреплено в части 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации от Согласно вышеуказанных норм закона, собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка соседнего участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком сервитута. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и или эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Вебинар Правовое регулирование сделок с недвижимостью. Новое в регистрации недвижимости

  • Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года
  • Государственной регистрации подлежит сервитут
  • Регистрация и пользование сервитутом
  • Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры
  • Статья 27. Государственная регистрация сервитутов
  • Особенности государственной регистрации сервитута
  • Регистрация сервитута

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Ростислав Коваленко Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает, что в соответствии с действующим законодательством сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В связи с вступлением в силу с Неизменным остается требование о возможности проведения государственной регистрации только в отношении учтенной в Едином государственном реестре недвижимости части земельного участка.

Если часть земельного участка не учтена в реестре, то регистрация сервитута в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

Внимание Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией органом по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута. Подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации Различают сервитут и публичный сервитут ст.

В частности, порядок заключения такого договора предполагает соблюдение досудебной процедуры — направление стороне предложения заключить договор, и только при отказе — обращение в суд. Следует учитывать, что к договору об ограниченном целевом пользовании чужим земельным участком применяются положения ст.

Если запись о сервитуте имеется в плане земельного участка либо в другом документе, не являющемся правоустанавливающим, регистратору рекомендуется письменно уведомить орган, в пользу которого установлен сервитут, либо администрацию соответствующего муниципального образования, о правовых последствиях отсутствия регистрации сервитута, так как в соответствии с действующим законодательством отсутствие правоустанавливающего документа является основанием для отказа в государственной регистрации. В случае регистрации сервитута не по заявлению правообладателя последний должен быть уведомлен о произведенной регистрации учреждением юстиции по регистрации прав, в течение месяца с момента регистрации сервитута; в случае регистрации публичного сервитута уведомление может быть произведено через средства массовой информации. РФ или РФ либо органа местного самоуправления об установлении сервитута на земельный участок; — при регистрации частных сервитутов — договор об установлении сервитута либо вступившее в законную силу решение суда; — документы технического кадастрового учета, описывающие объект недвижимого имущества; — план земельных участков — с указанием сферы действия сервитута, выданный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству; — при установлении сервитута на весь участок план земельного участка не требуется. При регистрации сервитута на основании договора заявления подаются обеими сторонами. В случае нотариального удостоверения договора заявление подается одной из сторон. В договоре или соглашении сервитуте должны быть указаны следующие условия: — за какую цену устанавливается сервитут; конкретный вид сервитута для каких целей, срочный или постоянный ; — срок, на который устанавливается сервитут, в случае если сервитут срочный; конкретная часть земельного участка, обременяемая сервитутом.

Как частный, так и публичный сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или праве постоянного бессрочного пользования.

Кадастровый учет части земельного участка при этом проводится одновременно с регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления. В указанном случае вместе с соглашением об установлении сервитута заявителем должен быть представлен межевой план на образование части земельного участка.

Вместе с тем, Земельный кодекс РФ содержит исключение из общих правил, предусмотренных Законом о регистрации, в части отсутствия необходимости в проведении кадастрового учета части земельного участка и регистрации сервитута.

Исключение составляют случаи заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет.

Публичные сервитуты в основном устанавливаться для следующих целей: — прохода или проезда через земельный участок; — использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; — размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; — проведения дренажных работ; — забора воды и водопоя; — прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; — использования земельных участков в целях охоты и рыболовства; — временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и иных работ; — свободного доступа к прибрежной полосе. Юридическое лицо каждая из сторон представляет: — Копии свидетельств о регистрации юридических лиц и копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями , заверенные нотариально или государственными органами, их выдававшими с предъявлением подлинников. Чаще всего сервитут устанавливается для организации проезда и прохода к занимаемому Вами дому или участку. Также часто вопросы установления сервитута решаются при необходимости подключения Вашего земельного участка или строения на земельном участке к системам трубопроводов , например при необходимости проведения водопроводной или газовой трубы к Вашему дому через соседний участок. ГК РК, регулирующей случаи, когда заключение договора является обязательным. Сервитут в правоотношениях, связанных с недвижимым имуществом Однако наложение сервитута на земельный участок не лишает права собственника на полное распоряжение недвижимостью по своему усмотрению. Выдвигать требования по установлению сервитута может только собственник участка; происходить такое обременение может либо на договорной основе, либо по решению суда. Собственник участка, обремененный сервитутом, вправе требовать от участников таких отношений соразмерной платы за пользование объектом недвижимого имущества. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Регистрация сервитута Путеводитель по судебной практике. Доверительное управление имуществом В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от Статья: Установление сервитута по давности Подшивалов Т.

Источник: https://yuristy-permi.ru/yuridicheskaya-pomosh/podlezhat-li-gosudarstvennoy-registratsii-servituti.php

Новости

Подлежит ли государственной регистрации сервитут менее года

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения.

Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута — решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута, вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший

акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом — посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

— деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет; в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

— не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

— обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Источник: http://kungurregion.ru/Novosti/Novosti/2019/06/10/212753/

Росреестр: Итоги «горячей линии» по вопросам установления и регистрации сервитута

Подлежит ли государственной регистрации сервитут менее года

Росреестр/pixabay.com

Представляем Вам поступившие вопросы с разъяснениями специалистов учреждения.

Вопрос: Что такое сервитут?

Ответ: Сервитут — это ограниченное право пользования земельным участком, не принадлежащим лицу или лицам на праве собственности.

Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Например, у вашего участка нет выхода к дороге общего пользования и попасть на нее вы можете только через участок, который находится рядом. В таком случае возникают основания предоставить вам право проезжать по участку вашего соседа.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Вопрос: Как устанавливается частный и публичный сервитут?

Ответ: Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования
(пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Является ли сервитут платным?

Ответ: Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком, плата может быть установлена как по соглашению сторон, так и на основании судебного акта в случае недостижения соглашения.

Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута, и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Подлежит ли сервитут государственной регистрации?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса, п. 9 с. 23 Земельного кодекса сервитуты (в том числе публичные) подлежат государственной регистрации.

Вопрос: Кто может обратиться за государственной регистрацией сервитута?

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

Вопрос: Как вносится запись о государственной регистрации сервитутов в ЕГРН?

Ответ: Особенности внесения в ЕГРН записей о государственной регистрации сервитутов регламентированы главой 6.5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута лица, в пользу которого установлен сервитут, или собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, и лица,
в пользу которого установлен сервитут, в реестр прав на недвижимость вносятся:

— запись о вещном праве — государственной регистрации сервитута как вещного права;

— запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута как ограничении права и обременении объекта недвижимости.

В случае установления публичного сервитута на земельный участок
в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

При внесении записей об ограничении (обременении) указываются:

— вид ограничения: слово «сервитут»;

— предмет сервитута: объект (если сервитут относится к части объекта недвижимости, также указывается учетный номер такой части);

— срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен;

— условия сервитута;

— лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные
о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда сервитут является публичным.

При переходе права собственности на объект недвижимого имущества, обремененный сервитутом, в запись об ограничении (обременении)
со статусом «актуальная» изменения не вносятся.

Вопрос: Как осуществляются государственная регистрация
и государственный кадастровый учет в связи с установлением сервитута?

Ответ: Согласно пункту 4 части 3 статьи 14, части 4 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с образованием части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, осуществляются одновременно.

Вопрос: Особенности кадастрового учета при установлении сервитута
в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?

Ответ: Согласно пункту 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрациив отношении части земельного участка, находящегося в государственной

или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.

Кадастровая палата по Москве (филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве) — обособленное подразделение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Кадастровая палата по Москве реализует на территории Москвы полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра» по приему-выдаче документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Источник: http://nashe-severnoetushino.ru/rosreestr-itogi-goryachey-linii-po-voprosam-ustanovleniya-i-registratsii-servituta/

Право собственности и землепользования (А. Нуржанов, судья суда г. Актобе)

Подлежит ли государственной регистрации сервитут менее года

Право собственности и землепользования

А. Нуржанов,

судья суда г. Актобе

Термин «сервитут» определяется в ст. 67 Земельного кодекса РК как право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком. Также в ст. 69 Кодекса установлено разделение сервитутов на частные и публичные. Это деление имеет большое значение при разрешении судами споров, связанных с установлением сервитутов.

Если публичный сервитут устанавливается властным путем, указанием в решении местного исполнительного органа на обременение предоставляемого земельного участка сервитутом, то частный сервитут устанавливается на основании заключаемого договора, и потому к нему относимы все общие положения о договоре (гл. 22-24 ГК РК).

В частности, порядок заключения такого договора предполагает соблюдение досудебной процедуры — направление стороне предложения заключить договор, и только при отказе — обращение в суд.

Следует учитывать, что к договору об ограниченном целевом пользовании чужим земельным участком применяются положения ст. 399 ГК РК, регулирующей случаи, когда заключение договора является обязательным. Такой вывод следует из содержания ст.

67 Земельного кодекса, согласно которой в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Обязанность предоставить такое право не должна пониматься в качестве безвозмездной и вечной. Сервитут предоставляется за плату и не навечно. Существенными условиями договора об установлении частного сервитута являются: площадь той части чужого земельного участка, которая предоставляется для целевого ограниченного пользования; цель, для которой предоставляется сервитут; размер платы.

В Законе РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разделяются такие понятия, как «личный сервитут» и «сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости».

Сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости определяется как сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества, для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей (п. 29 ст. 1 Закона).

Личный сервитут определяется как сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости (п. 4 ст. 1 Закона).

Судам необходимо иметь в виду, что в зависимости от срока действия, содержания и цели сервитута, от того, является ли сервитут частным или публичным, Закон «О государственной регистрации…» рассматривает сервитуты в одном случае как право, в другом — как обременение, в третьем случае — как преимущественные интересы.

Такое разделение имеет для судов практическое значение. Так, согласно ст. 4 «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее года подлежит обязательной государственной регистрации.

Следовательно, такой сервитут рассматривается как право, подлежащее обязательной государственной регистрации. При этом под господствующим объектом недвижимости понимается объект недвижимого имущества, собственник (иной правообладатель) которого имеет право ограниченного целевого пользования чужим недвижимым имуществом (п.

30 ст. 1 Закона).

Напротив, в ст. 5 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут, устанавливаемый на срок менее года, рассматривается как подлежащее обязательной госрегистрации обременение.

Ст. 8 того же Закона устанавливает, что права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на не закрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичный сервитут рассматривается Законом как преимущественный интерес, который не подлежит обязательной государственной регистрации.

Судам также следует иметь в виду, что в силу положений п. 9 ст.

24 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» при регистрации прав (обременении прав), устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом и другие) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права). В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права (обременения права).

Аналогичные положения содержит также и ст. 41 Закона, где указано, что сфера распространения сервитута определяется путем описания в правоустанавливающем документе либо в необходимых случаях к документам, предусмотренным п. 2 ст.

21 настоящего Закона, прилагается копия идентификационного документа на земельный участок и (или) технического паспорта объекта недвижимости, на котором показана сфера действия сервитута.

Если сфера действия сервитута не определена путем его описания или указания на копии идентификационного документа на земельный участок или технического паспорта объекта недвижимости, сервитут распространяется на весь объект недвижимости.

В п. 3 ст. 69 Земельного кодекса РК предусмотрено, что частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки, а в п. 3 ст.

67 — что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

П. 5 ст. 69 Земельного кодекса предусмотрено, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК. Надо полагать, речь здесь идет не об одноразовой плате, а о периодических платежах.

Помимо этого п. 3 ст. 69 Кодекса устанавливает, что субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Наконец, для некоторых случаев установления публичного сервитута Земельный кодекс вводит достаточно интересное правило, когда при неразрешимом противопоставлении публичного сервитута частному праву на землю законодатель, исходя из приоритета публичных интересов, принимает сторону этих интересов в ущерб интересам частника.

Следует отметить, что правила взимания оплаты при установлении публичного сервитута существенно отличаются от правил взимания ее при частном сервитуте. П. 7 ст.

69 Земельного кодекса РК устанавливает, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Определять, насколько существенными являются затруднения, должны суды.

В частности, п. 7 ст.

69 Кодекса предусмотрено, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности — другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 67 Земельного кодекса РК в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами РК, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Согласно п. 1 ст. 69 Кодекса частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях — от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать на основании решения суда. При этом суд рассматривает только вопрос об установлении сервитута, а в соответствии с п. 2 ст. 69 Кодекса сам порядок частного сервитута решается между сторонами путем заключения договора.

Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов. Согласно п.п. 3, 5 ст. 69 Кодекса субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК.

Источник: https://www.zakon.kz/4988513-pravo-sobstvennosti-i-zemlepolzovaniya.html

Согласно Закону
Добавить комментарий