Продление регистрации иностранца по месту пребывания в 2018 году

Регистрация ВКС по месту пребывания — Юридический справочник

Продление регистрации иностранца по месту пребывания в 2018 году

В России предусмотрена необходимость уведомлять орган по контролю в сфере миграции о прибытии иностранного гражданина. Это действие называется миграционный учет или регистрация иностранных граждан по месту пребывания.

Регистрация иностранных граждан в России регулируется Федеральным законом № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Постановка на миграционный учет иностранца осуществляется принимающей стороной.

Принимающей стороной может быть:

  • Гражданин РФ
  • Компания-работодатель
  • Постоянно проживающий в России иностранец или лицо без гражданства
  • Временно пребывающий в России иностранец, имеющий в собственности жилое помещение

Обратите внимание! Иностранец не может самостоятельно поставить себя на миграционный учет. Исключение предусмотрено, если принимающая сторона не может выполнить эту обязанность, или в случае, если иностранец имеет в собственности жилое помещение в России.

Регистрация мигрантов – очень важная процедура. С ее помощью контролирующие органы могут вести учет пребывания и контроль перемещения иностранных граждан в России.

Именно поэтому за несоблюдение правил учета иностранцев предусмотрена серьезная ответственность, как для иностранного гражданина, так и для принимающей стороны.

Иностранец может быть оштрафован на сумму от 5 000 до 7 000 рублей, а также в отношении него могут принять решение об административном выдворении из России. Это может стать основанием для запрета въезда в РФ в будущем.

Принимающая сторона тоже может быть привлечена к ответственности.

Штраф для частного лица – от 20 000 до 40 000 рублей, для должностного лица – от 40 000 до 50 000 рублей, юридического лица – от 400 000 до 500 000 рублей.

Способы постановки иностранцев на миграцонный учет

Регистрацию и учет иностранных граждан осуществляют районные отделения по вопросам миграции отдела министерства внутренних дел России (далее – ОВМ ОМВД).

Уведомление подается в районное ОВМ ОМВД России непосредственно, или направляется по почте, или подается через многофункциональный центр государственных услуг (МФЦ).

Лучше всего подавать уведомление непосредственно инспектору ОВМ ОМВД России.

В этом случае инспектор проверит правильность заполнения уведомления, поставит печать ОВМ ОМВД, свою подпись и дату приема на уведомлении, сразу внесет сведения в базу данных МВД.

Если отправить уведомление по почте, то на нем будет поставлена печать почты России. Данный способ плох тем, что уведомление может не дойти (если неправильно указан адрес ОВМ или оно переехало в другое место). Уведомление может быть утеряно после получения, его, скорее всего, не внесут в базу данных МВД.

Подтверждением отправки почтового уведомления будет оригинал чека и описи отправки ценного письма.

Обратите внимание! Отсутствие сведений о миграционном учете иностранца в базе данных МВД чревато депортацией из России, или как минимум задержанием до выяснения обстоятельств.

Подача уведомления через МФЦ мало чем отличается от непосредственной подачи в ОВМ ОМВД, т.к. в последнее время все больше ОВМ располагаются в здании МФЦ.

При обращении за этой государственной услугой заявитель все равно попадет к инспектору ОВМ ОМВД. Если ОВМ ОМВД не находится в здании МФЦ, то на уведомлении будет поставлена печать МФЦ и подпись сотрудника МФЦ.

Уведомление будет передано сотрудниками МФЦ в ОВМ ОМВД. Это способ гораздо лучше, чем отправка уведомления по почте.

Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан

По общему правилу, иностранец должен быть поставлен на учет в течение 7 рабочих дней с момента въезда в РФ.

Однако у этого правила есть исключения:

Иностранные граждане Срок постановки Срок пребывания Принимающая сторона
Высококвалифицированные специалисты и сопровождающие члены их семьи90 дней со дня въездаПо сроку действия визыРаботодатель/сам ВКС, если является собственником квартиры
Иностранные граждане, пребывающие в России на основании визы7 дней со дня въездаПо сроку действия визыПринимающая сторона
Иностранные граждане, пребывающие в России без визы7 дней со дня въезда90 дней с момента въезда, далее продление пребывания на основании документа (обычно по патенту). Срок продленного пребывания – до 1 года или на срок оплаченного фиксированного налога по патентуПринимающая сторона (инициатором выступает иностранец, сам ищет принимающую сторону, общежитие, хостел или работодателя)
Иностранные граждане из стран таможенного союза ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)Беларусь – 90 дней, Армения, Казахстан, Кыргызстан – 30 дней со дня въезда90 дней с момента въезда, далее продление пребывания на основании документа (как правило, на основании заключенного трудового договора). Срок продленного пребывания – до 1 года, далее продление пребывания на новый срокПринимающая сторона (инициатором выступает иностранец, сам ищет принимающую сторону, общежитие, хостел или работодателя)
Граждане Таджикистана15 дней со дня въезда90 дней с момента въезда, далее продление пребывания на основании документа (обычно по патенту). Срок продленного пребывания – до 1 года или на срок оплаченного фиксированного налога по патентуПринимающая сторона (инициатором выступает иностранец, сам ищет принимающую сторону, общежитие, хостел или работодателя)

Документы для постановки на миграционный учет

  1. Уведомление о постановке на миграционный учет
  2. Паспорт иностранца – копия всех страниц, включая незаполненные
  3. Виза – копия (при наличии)
  4. Миграционная карта – копия и оригинал (при продлении срока пребывания)
  5. Доверенность (если уведомление сдает представитель)

При непосредственной подаче документов инспектору ОВМ ОМВД могут потребоваться следующие документы*:

  1. Свидетельство о государственной регистрации работодателя
  2. Свидетельство о постановке работодателя на налоговый учет
  3. Устав
  4. Выписка из ЕГРЮЛ
  5. Приказ о назначении руководителя работодателя на должность
  6. Договор аренды по фактическому адресу нахождения работодателя
  7. Документы, подтверждающие собственность на жилое помещение (для частных лиц)
  8. Копия паспорта принимающей стороны (частного лица или руководителя юридического лица)

*Перечисленные документы запрашиваются однократно, чтобы завести учетное дело принимающей стороны.

Срок действия учета и продление срока пребывания

Иностранцы могут пребывать в России только на каком-либо основании. Основанием может быть трудовая деятельность, временное или постоянное проживание, частный, туристический или деловой визит.

Для каждого основания предусмотрен разный срок пребывания в РФ.

Граждане, пребывающие из безвизовых государств, как правило, встают на учет на 90 дней. Срок регистрации может быть продлен, если иностранец получит патент. Пребывание продлевается на срок действия патента или оплаченного фиксированного налога.

Граждане, пребывающие на основании визы, регистрируются на срок действия визы.

Граждане из стран ЕАЭС (таможенный союз) – Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия – встают на учет на 90 дней, продление срока пребывания осуществляется на основании заключенного трудового договора на срок до 1 года.

Высококвалифицированные специалисты могут оформить регистрацию на 3 года. Продление срока пребывания осуществляется на основе разрешения на работу и рабочей визы.

Источник: https://migadvisor.com/migration-registration-foreigners

Регистрация иностранцев в РФ (миграционный учет): правила, постановка, документы

Неотъемлемым правилом пребывания в России является обязательная регистрация иностранных граждан, независимо от цели их визита в страну. Исключение составляют:

  • Высококвалифицированные специалисты (ВКС) и члены их семей;
  • Члены экипажей военных судов, посетивших РФ с государственным визитом, и гражданских судов при сходе на берег и проживании в стране меньше 24 часов;
  • Иностранцы, путешествующие через Россию транзитом;
  • Члены экипажей самолетов, бригад поездов и автобусов, если они не покидают зону аэропорта, вокзала, автостанции;
  • Путешественники, пробывшие в РФ меньше 7 дней.

Следует уточнить, что с 2007 года понятие «регистрационный учет иностранцев» заменено на «миграционный учет по месту пребывания».

Срок временной регистрации соответствует времени действия визы (это касается мигрантов, прибывших из визовых стран). При этом цель визита в РФ, будь то туристическая, частная либо деловая поездка, не имеет значения.

Если мигрант становится обладателем разрешения на работу, то он вправе получить регистрацию на 12 месяцев.

ВКС могут зарегистрироваться на 3 года, если в данной конкретной организации, где они собираются трудоустраиваться, есть необходимость в таких сотрудниках.

Источник: http://allelets48.ru/registratsiya-vks-po-mestu-prebyvaniya/

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания в Санкт-Петербурге

Продление регистрации иностранца по месту пребывания в 2018 году

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в подразделение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

Уведомление о прибытии может быть подано через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90‑ или 30‑дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт‑Петербургу и Ленинградской области непосредственно или через МФЦ либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

Временно пребывающие на территории РФ граждане Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики освобождены от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 дней.

Временно пребывающие на территории РФ граждане Республики Беларусь освобождены от получения миграционной карты и от обязанности постановки на миграционный учет в течение 90 суток с момента въезда на территорию РФ.

Временно пребывающие на территории РФ граждане Республики Таджикистан освобождены от обязанности постановки на миграционный учет в течение 15 дней. Граждане Украины на основе взаимности освобождаются от регистрации в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по г.

Санкт‑Петербургу и Ленинградской области, если срок их пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию РФ, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию Российской Федерации.

Принимающая их на территории РФ стороны сторона может не обращаться в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.

Санкт‑Петербургу и Ленинградской области для постановки граждан Украины на учет по месту пребывания до истечения 90 дней с момента их въезда в Российскую Федерацию.

Прием уведомлений от физических лиц, представителей больниц и учреждений Управления федеральной службы исполнения наказаний (далее — УФСИН) осуществляется по территориальному принципу (уведомления принимаются в МФЦ по месту пребывания иностранного гражданина).

Продление срока временного пребывания при обращении членов семьи иностранных граждан, работающих на основании патента, с уведомлением о прибытии на срок, превышающий 90 суток с даты въезда, посредством МФЦ не осуществляется, обращаться необходимо непосредственно в орган миграционного учета.

Постановка на миграционный учет несовершеннолетних иностранных граждан, родившиеся на территории Российской Федерации. осуществляется только в возрасте до 1 года при условии, что иностранный гражданин не выезжал за пределы территории РФ и не имеет паспорта иностранного гражданина либо иного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:

  • получения органом миграционного учета уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания;
  • выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;
  • смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
  • установления факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания;
  • постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания.

Уведомление об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания оформляется принимающей стороной инициативно, за исключением следующих случаев:

  1. При убытии иностранного гражданина из гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо из учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия такого иностранного гражданина, представить (направить) в подразделение по вопросам миграции уведомление об убытии для его снятия с учета по месту пребывания.
  2. При убытии иностранного гражданина из организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом и по адресу которой поставлен на учет по месту пребывания, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109‑ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), администрация соответствующей организации обязана не позднее семи рабочих дней со дня убытия такого иностранного гражданина представить (направить) в подразделение по вопросам миграции уведомление об убытии для его снятия с учета по месту пребывания.

Посредством МФЦ прием уведомлений об убытии от данных категорий не осуществляется.

Прием уведомлений об убытии осуществляется по территориальному принципу (уведомления принимаются в МФЦ района Санкт‑Петербурга соответствующему месту пребывания иностранного гражданина (месту постановки на миграционный учет)).

Государственная услуга по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Источник: https://gu.spb.ru/188429/

Изменения миграционного учета иностранных граждан с 8 июля 2018 года

Продление регистрации иностранца по месту пребывания в 2018 году

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Внесенные изменения:

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев.

Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП). 

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше.

Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Вариант А:

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Вариант Б:

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Вариант В:

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Вариант Г:

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881).

Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету.

Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод.

После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Источник: https://kontur.ru/articles/5218

Методические рекомендации по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания, в том числе обучающихся в образовательных организациях

Продление регистрации иностранца по месту пребывания в 2018 году

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства1 в Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»2. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.

Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг7.

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»8.

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение9, а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения.

Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона N 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г.

N 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

— фамилия, имя, отчество (при наличии);

— дата рождения;

— гражданство (подданство) (при наличии);

— наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

— адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

— миграционная карта (при наличии) и ее копия;

— документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь — в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики — 30 дней, граждане Республики Таджикистан — 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

——————————

1 Далее — «иностранные граждане», если не оговорено иное.

2 Далее — «Федеральный закон».

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.

2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее — «Федеральный закон N 115-ФЗ».

4 Высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств — членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

6 Далее — «Уведомление».

7 Далее — «МФЦ».

8 Далее — «Федеральный закон N 163-ФЗ».

9 В случаях, установленных Федеральным законом.

Подготовлены методические рекомендации по постановке иностранцев и лиц без гражданства на учет по месту пребывания. Речь идет в т. ч. об обучающихся в учебных заведениях.

Разъяснено, кто и как подает в миграционное подразделение МВД уведомление о прибытии иностранца. По общему правилу это обязана сделать принимающая сторона. Последней может выступать образовательная организация, если иностранный студент проживает в общежитии вуза.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71973244/

Согласно Закону
Добавить комментарий