Уточненная декларация после камеральной проверки

Уточненная декларация после вручения акта

Уточненная декларация после камеральной проверки

Организация может подать уточненный расчет после подачи возражения, однако инспекторы все равно должны будут вынести решение по первичной отчетности. После вынесения решение по первичной отчетности налоговики начнут проверять скорректированную декларацию (письмо ФНС России от 20.11.15 №ЕД-4-15/20327).

Обоснование

Из рекомендации

ОлегаХорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

1.Как отсчитываются сроки проведения камеральной налоговой проверки декларации (расчета), если в ходе нее организация подала в инспекцию уточнение по этой же декларации (расчету)

Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует в отношении подачи как первичных деклараций (расчетов), так и их уточнений. Исключений из этого правила не предусмотрено.

Если во время камеральной проверки декларации (расчета) организация подает уточнение по этой же декларации (расчету), то инспекция обязана прекратить все действия в отношении первоначальной камеральной проверки и начать камеральную проверку уточнения (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, в день подачи уточнения срок камеральной проверки по первоначальной декларации (расчету) автоматически прекращается. Со следующего дня начнется отсчет нового трехмесячного срока на проведение камеральной проверки по представленному в инспекцию уточнению.

Важное замечание: это правило не действует, если уточненная декларация подана после того, как был составлен акт проверки. Ведь акт оформляют, когда проверка уже закончена, и в нем указываются даты ее начала и окончания.

Таким образом, инспекция сначала вынесет решение по итогам проверки первоначальной декларации, а потом начнет отдельную камеральную проверку уточненной декларации. Такие выводы следуют из письма ФНС России от 20 ноября 2015 г.

№ ЕД-4-15/20327.

Пример определения предельного срока проведения камеральной налоговой проверки. Во время камеральной проверки первичной декларации организация подает по ней уточнение

21 января 2015 года организация подала в инспекцию декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Обнаружив ошибку в поданной декларации, 16 февраля 2015 года организация подает по ней уточнение.

Предельный срок камеральной проверки по первичной декларации – с 22 января по 16 февраля 2015 года (т. к. 15 февраля – воскресенье).

Предельный срок камеральной проверки уточненной декларации – с 17 февраля по 18 мая 2015 года (т. к. 16 мая – суббота).*

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 5, март 2016

2.Когда стоит подавать «уточненку» в процессе камеральной проверки, а когда нет

По общему правилу налоговики прекращают проверку первичной декларации, если до окончания проверки бухгалтер подает «уточненку». В этом случае начинается проверка последней (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Количество уточненных деклараций может быть любым.

Инспекторы обязаны прекратить проверку предыдущей «уточненки» и начать проверку новой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.08.13 № А70-9253/2012).

Соответственно они не вправе привлекать к ответственности компанию, даже если нашли нарушения в предыдущих вариантах отчетности.

Но что считать окончанием «камералки»? Прежде ФНС предлагала ориентироваться на более раннюю из дат (п. 3.4 письма от 16.07.13 № АС-4-2/12705 и письмо от 23.07.12 № СА-4-7/12100):

ФНС России рекомендует определять момент окончания «камералки» исключительно по дате, указанной в акте

—дату окончания камеральной проверки, указанную в акте проверки, — он составляется в течение 10 рабочих дней после завершения проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ);
—дату окончания трехмесячного срока со дня поступления декларации в инспекцию.

Если «уточненка» была подана после составления акта, то вопрос о прекращении проверки ФНС России отдавала на усмотрение самих инспекторов (п. 3.7 письма от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Допускалось, что инспекторы могли акт не вручать.

Допущение действовало в отношении всех деклараций, за исключением тех, в которых заявлено возмещение НДС или акциза. По каждой такой первичной декларации инспекторы обязаны составить акт и вручить его компании, несмотря на получение «уточненки» (письма ФНС России от 14.08.

12 № ЕД-4-3/13460 и от 23.07.12 № СА-4-7/12100).

Однако в недавнем письме ФНС России рекомендовала определять момент окончания камеральной налоговой проверки исключительно по дате, указанной в акте (письмо от 20.11.15 № ЕД-4-15/20327). Это согласуется с позицией Минфина России (письмо от 19.06.12 № 03-02-08/52).

Контролеры считают, что при получении «уточненки» после составления акта у инспекторов нет причин для прекращения камеральной проверки первичной декларации. Они должны вынести решение и только потом проверить скорректированную декларацию (письмо ФНС России от 20.11.15 № ЕД-4-15/20327).

Таким образом, акт составлен — проверка окончена (определение ВАС РФ от 17.07.13 № ВАС-8443/13, п. 6 Рекомендаций, утв. на заседании Президиума Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 08.07.15, и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.11.14 № Ф03-4545/2014).

Подача «уточненки» не дает права игнорировать требование о представлении документов

Хотя некоторые суды считают иначе — пока нет решения по проверке, она не закончена (постановления Арбитражного суда Московского от 30.06.15 № А40-128481/14, ФАС Западно-Сибирского от 02.07.14 № А03-1691/2013, от 17.10.13 № А45-24606/2012 и от 16.08.13 № А70-9253/2012, Московского от 18.02.

13 № А40-68918/11-129-295 округов). Эта позиция выгодна для налогоплательщика, поскольку дает дополнительное время. Ведь решение по результатам проверки не может быть вынесено раньше, чем через один месяц после вручения акта налогоплательщику — это время отводится на подачу возражений (п. 6 ст.

 100 НК РФ).*

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/196021-qqqm1y17-utochnennaya-deklaratsiya-posle-vrucheniya-akta

Уточненная декларация по НДС. Разбираемся как исправить ошибки

Уточненная декларация после камеральной проверки

Подать уточненную декларацию налогоплательщик обязан в случае, если ошибка привела к неуплате налога, в частности, когда в декларации была занижена сумма НДС к уплате (п.1 ст.81 НК РФ). Если же налогоплательщик совершил иную ошибку, то обязанности по представлению «уточненки» у него нет, но он вправе внести исправление в декларацию по НДС.

На практике некоторые технические ошибки, не затрагивающие числовые показатели, можно исправить в рамках камеральной проверки декларации по НДС.

Когда налоговый орган обнаружит нестыковки между данными о счетах-фактурах в декларациях налогоплательщиков-контрагентов, он запросит пояснения и при ответе на это требование налогоплательщик сможет пояснить и фактически скорректировать недочеты в заполнении разделов 8 или 9 декларации по НДС.

Так, например, если при заполнении Разделов 8 или 9 декларации по НДС, т.е.

при заполнении книги продаж или книги покупок, налогоплательщик неверно указал номер или дату счета-фактуры, ошибся в ИНН покупателя или продавца, представлять «уточненку» по НДС не обязательно.

Также нет необходимости в исправлении декларации, если в книге покупок и Разделе 8 декларации по НДС соответственно налогоплательщик забыл указать или указал неверно регистрационный номер таможенной декларации из графы 11 полученного от продавца счета-фактуры.

Но в любом случае налогоплательщику необходимо внести исправления в книгу продаж (книгу покупок), указав в них правильные данные.

Некоторые налогоплательщики переживают, что при внесении данных о счетах-фактурах в бухгалтерскую программу неверно указали адрес продавца или покупателя и при проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган обнаружит эту ошибку.

Хотим напомнить, что такие реквизиты не отражаются ни в книге продаж, ни в книге покупок, а значит и в декларации по НДС. Поэтому опасаться нестыковок данных декларации с данными ЕГРЮЛ, ЕГРИП или декларацией контрагента не нужно.

Если адрес в счете-фактуре был заполнен корректно, то бухгалтеру достаточно внести изменения в бухгалтерскую программу, указав правильные реквизиты контрагента.

В тоже время, если продавец ошибся в номере или дате счета-фактуры, указал неверный ИНН покупателя и не хочет, чтобы при проведении проверки декларации по НДС, представленной его покупателем, у налоговых органов были лишние вопросы, он вправе представить уточненную декларацию по НДС, указав в ней правильные реквизиты счетов-фактур, чтобы данные продавца совпали с данными, указанными в декларации покупателя.

Если при заполнении декларации налогоплательщик совершил ошибку в цифровых показателях, то ее можно исправить только путем представления уточненной декларации.

Как уже говорилось, если ошибка привела к неуплате налога, налогоплательщик обязан ее исправить, представив уточненную декларацию. А чтобы избежать штрафных санкций, перед представлением «уточненки» необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени (п.

1 и п.4 ст.81 НК РФ). Также, путем представления уточненной декларации по НДС при желании налогоплательщика исправляется ошибка, которая не повлияла на исчисление налога (например, ошибки в реквизитах счетов-фактур, отраженные в Разделах 8-11 Декларации по НДС).

В тоже время п.1 ст.54 НК РФ предусмотрена возможность перерасчета налоговой базы и суммы налога в периоде обнаружения ошибки, если такая ошибка привела к излишней уплате налога, т.е. данная норма позволяет исправить ошибку, не представляя уточненную налоговую декларацию.

Однако в отношении НДС данное правило применить невозможно.

Это связано с тем, что в декларацию включаются данные о счетах-фактурах и при исправлении налоговой базы в текущем периоде невозможно корректно заполнить декларацию (в т.ч. скорректировать данные о выставленном счете-фактуре в разделе 9 декларации по НДС), т.е. исправление ошибки в текущем периоде правилами заполнения Декларации по НДС не предусмотрено.

А в отношении вычетов НДС п.1 ст.54 НК РФ вообще неприменим, поскольку при исправлении ошибки вычеты корректируют только сумму исчисленного налога, а перерасчет налоговой базы не производится. Правда некоторые вычеты можно совершенно официально переносить на более поздний период, но об этом мы расскажем чуть позже.

Итак, на практике получается, что исправить ошибки в декларации по НДС, допущенные в прошедшем периоде, можно только в периоде их совершения, т.е. путем представления уточненных деклараций. Но прежде необходимо внести исправления в книгу продаж или книгу покупок.

Скорректировать данные этих налоговых регистров необходимо и в том случае, когда обязанности в представлении уточненной декларации нет и налогоплательщику необходимо исправить технические ошибки.

При обнаружении ошибок после окончания квартала, в котором они совершены, исправительные записи в книгу продаж или в книгу покупок производятся в дополнительных листах книги продаж (книги покупок), в которых были допущены ошибки (п. 4 Правил ведения книги покупок, п.

п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением N 1137)

Чтобы внести в книгу продаж или книгу покупок запись о ранее не включенных в них счетах-фактурах необходимо зарегистрировать «забытые» счета фактуры в дополнительном листе к книге продаж или книге покупок соответственно. А чтобы убрать ошибочную запись, в дополнительном листе к книге покупок (книги продаж) необходимо повторить «лишнюю» запись о счете-фактуре, указав числовые показатели счета-фактуры с отрицательным знаком.

Разберем подробнее самые распространенные ошибки и варианты их исправления

Ошибка 1. Забыли зарегистрировать выставленный счет-фактуру в книге продаж

Счета-фактуры нужно зарегистрировать в книге продаж в том периоде, в котором возникло налоговые обязательства (п. 2 Правил ведения книги продаж).

Соответственно «забытый» счет-фактуру следует зарегистрировать в дополнительном листе книги продаж квартала, в котором возникла налоговая база по НДС.

Также необходимо представить уточненную декларацию по НДС, предварительно уплатив недоимку и пени.

Ошибка 2. Выставлен «лишний» счет-фактура

Во многих организациях оформлением первичных документов и счетов-фактур занимаются менеджеры, а не сотрудники бухгалтерии. Поэтому после окончания квартала иногда выясняется, что была оформлена реализация товаров (работ, услуг), которой не было.

https://www.youtube.com/watch?v=aItjLw7-1k4

Такие ситуации характерны для организаций, выполняющих строительно-монтажные работы. В последний день квартала подрядчик составил акт выполненных работ, выписал счет-фактуру, но заказчик отказался от подписания акта по объективным причинам. В такой ситуации нет реализации работ, а значит и счет-фактура выписан преждевременно. Соответственно его нужно аннулировать.

ФНС РФ разъясняет, если выставленный счет-фактуру продавец не зарегистрировал в книге продаж, а покупатель в книге покупок, то никаких налоговых последствий у сторон сделки не возникает (Письмо ФНС РФ от 30 апреля 2015 г. N БС-18-6/499@). Т.е., чтобы аннулировать ошибочно выставленный счет-фактуру продавцу необходимо аннулировать запись о нем в книге продаж.

Если ошибочно выставленный счет-фактуру покупатель зарегистрировал в книге покупок, то ему необходимо аннулировать запись о нем в книге покупок. Как уже говорилось, если необходимо внести изменения в книгу продаж или в книгу покупок после окончания квартала, такие исправления вносятся в дополнительных листах книги продаж (книги покупок), т.е. записи о «лишних» счетах-фактурах аннулируются (числовые показатели отражаются с отрицательным значением).

Ошибка 3. Зарегистрировали счет-фактуру с неправильными числовыми показателями (завысили или занизили сумму НДС к уплате)

При регистрации правильно заполненных счетов-фактур можно допустить ошибку при заполнении книги покупок (книги продаж), указав неверные данные.

В этом случае для исправления ошибок аннулируют неправильные записи о счетах-фактурах, т.е.

в дополнительном листе книги продаж (книги покупок) повторяют ошибочные записи, но указывают числовые показатели со знаком «минус» и делают правильную запись.

В такой ситуации не зависимо от результатов перерасчета следует представить уточненную декларацию по НДС. Если налогоплательщик занизил сумму НДС к уплате, то перед представлением «уточненки» необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени.

Ошибка 4. Забыли заявить вычет НДС

Практика показывает, что чаще всего налогоплательщики забывают заявить к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты при отражении отгрузки товаров (работ, услуг) (п.8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ).

Многие забывают принять к вычету НДС, уплаченный в качестве налоговых агентов.

В этих ситуациях, если налогоплательщик желает воспользоваться «забытыми» вычетами следует представить уточненную декларацию по НДС, увеличив сумму вычетов.

Дело в том, что, по мнению Минфина РФ, не все вычеты можно переносить на более поздний период.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/utochnennaya-deklaraciya-po-nds-razbiraemsya-kak-ispravit-oshibki/

Ответственность при предоставлении в налоговый орган уточненных деклараций. Корректировка налоговой отчетности

Уточненная декларация после камеральной проверки

Юлия Шестова

Специалист по налогам и налогообложению компании RUS TAX CONSULTING

специально для ГАРАНТ.РУ

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ.

Обязанность представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию установлена при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Если же ошибка не привела к занижению суммы налога, налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию (постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2009 г.

№ КА-А41/3719-09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2010 г. № Ф07-1600/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2008 г.

№ А56-21101/2007, постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2014 г. № Ф05-4530/14 по делу № А41-25836/2012).

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив блок «Советы экспертов. Проверки, налоги, право».

Оставить заявку

Максимальных сроков, ограничивающих возможность налогоплательщика представить уточненные декларации, ст. 81 Налогового кодекса не содержит.

Поэтому у налоговых органов нет оснований для отказа в принятии уточненных деклараций, представляемых налогоплательщиком за любой период его деятельности (в том числе, ранее чем за три года). Аналогичный вывод представлен в письме ФНС России от 12 декабря 2006 г.

№ ЧД-6-25/1192@, письме ФНС России от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979, письме Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2014 г.

№ Ф05-11530/14 по делу № А40-4499/2014, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 августа 2014 г. № Ф04-8233/14 по делу № А03-18880/2013.

Однако, если НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций, то в отношении возврата излишне уплаченного налога непременным условием является соблюдение трехлетнего срока, после истечения которого осуществить такой возврат будет уже невозможно.

Уточненная декларации представляется по той же форме, которая действовала в периоде совершения ошибки, и в том же объеме (п. 5 ст. 81 НК РФ).

С 1 января 2014 года согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. № ПА-4-6/17542).

Представление декларации по НДС производится по установленному формату в электронной форме начиная с декларации за первый квартал 2014 года (письмо ФНС России от 18 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2712, письмо Минфина России от 8 октября 2013 г. № 03-07-15/41875).

Уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие первому кварталу 2014 года, представляются в ранее действовавшем порядке (ФНС России от 15 октября 2013 г. № ЕД-4-15/18437).

Ответственность по ст. 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате.

В рамках камеральной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ возможно, если до момента подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени и налоговые органы при этом не выставляли требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений, связанное с обнаружение ошибки, приводящей к увеличению суммы налога к доплате.

В рамках выездной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ можно, если уточненная налоговая декларация подана после истечения срока уплаты налога но до момента, когда налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период (письмо Минфина России от 20 июня 2012 г.

№ 03-04-05/8-751) (то есть до даты ознакомления с решением руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой проверки) недостающая сумма налога и соответствующие ей пени уплачены до момента представления уточненной налоговой декларации (расчета).

Таким образом, не считаются выполненными условия освобождения в случае, когда уточненные декларации представлены в период проведения выездной налоговой проверки.

Правомерность такого подхода подтверждается и судебной практикой (например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, постановление ФАС Московского округа от 1 февраля 2013 г. № Ф05-15831/12, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2015 г. № Ф10-2516/15 по делу № А68-7542/2014).

Иные обстоятельства, влияющие на привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ при подаче уточненных деклараций

Представление уточненной налоговой декларации и уплата доначисленной суммы налога и соответствующих ей пеней в рамках выездной (камеральной) проверки могут квалифицироваться как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

В описательной части решения предусмотрено указание обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Наличие в решении упоминания о представлении уточненной налоговой декларации и уплате доначисленной суммы налога и пеней может помочь налогоплательщику при обращении в управление ФНС России по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Вышестоящая налоговая инстанция в свою очередь может воспринять это как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и снизить размер штрафных санкций.

На то, что подача уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2015 г. № Ф05-7266/15 по делу № А40-65624/2014.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/shestova/1110776/

Стоит ли подавать «уточненку» во время проверки

Уточненная декларация после камеральной проверки

25 апреля 2019 года

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите «уточненку», последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Когда нужно подать «уточненку»

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в «уточненке» нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

Во всех остальных случаях подача уточненной декларации — это право, а не обязанность налогоплательщика. Решение он принимает самостоятельно.

Так, можно не подавать «уточненку», например, когда:

  • в декларации по НДС зарегистрирован счет-фактура продавца без указания ИНН и КПП;
  • в расчете по страховым взносам отражены сведения о выплатах в пользу незастрахованных лиц.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, которая представлена по установленной форме (установленному формату).

Как будут проверять «уточненку»

Каждую уточненную декларацию налоговики проверят индивидуально, исходя из внесенных в нее изменений. Проверка будет направлена на то, чтобы выяснить причины и обстоятельства изменений.

Инспекторы проверят не только то, как и почему изменился итоговый показатель декларации, но и изучат изменения иных показателей, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога по декларации.

Таким образом, могут быть проверены все показатели, в том числе те, которые не изменились.

Обратите внимание, что НК РФ не ограничивает проведение камеральной налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации, в том числе и представленной по истечении трехлетнего срока.

Какие ожидать последствия после представления «уточненки»

В зависимости от момента представления уточненной декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа будет различаться. Рассмотрим возможные варианты.

1. «Уточненка» представлена в ходе выездной проверки

Если уточненная декларация представлена по тому налогу и за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках выездной проверки. Исключение составляют декларации по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза). Такие декларации налоговики проверят камерально.

Налогоплательщик может подать уточненную декларацию незадолго до окончания выездной проверки. Если временные ограничения не позволят проверяющим провести мероприятия налогового контроля по уточненным обязательствам, это отразят в акте выездной проверки. Декларацию проверит камеральный отдел.

2. «Уточненка» представлена в ходе камеральной проверки предыдущей декларации

В этом случае проверка ранее поданной декларации завершится, и начнется новая камеральная проверка «уточненки». Данное правило распространяется на все декларации, в том числе на те, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Это означает, что налоговики должны будут завершить новую камеральную проверку в течение двух месяцев после представления «уточненки». Следовательно, и решение о возмещении суммы налога (акциза) налоговый орган примет на два месяца позже.

3. «Уточненка» представлена после окончания камеральной проверки предыдущей декларации, но до составления или вручения акта проверки

В такой ситуации налоговики вправе не составлять акт камеральной проверки по первичной декларации либо не вручать его. На основе уточненной декларации проверяющие проведут новую камеральную проверку. Данное правило распространяется на все декларации, за исключением деклараций по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Если в «уточненке» по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возместят сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии с учетом заявленного уменьшения в уточненной декларации. В аналогичном порядке налоговики решат вопросы возмещения налога при уменьшении сумм акцизов, заявленных к возмещению, и уменьшения налоговых вычетов по НДФЛ.

4. «Уточненка» представлена после составления акта выездной проверки

По мнению ФНС, нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять, как будут проверены такие декларации: посредством дополнительных мероприятий налогового контроля, камеральной проверки, повторной выездной проверки.

5. «Уточненка» представлена после вручения акта камеральной или выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам

Налогоплательщик может внести в декларацию исправления:

  • с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);
  • не связанные с нарушениями, выявленными по результатам проверки.

В этой ситуации, по мнению ФНС, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных сумм.

Показатели «уточненки» будут учтены при вынесении такого решения только при условии, что вносимые изменения подтверждены документально и проверены налоговым органом.

Позднее ФНС разъяснила, что представление уточненной декларации после составления акта налоговой проверки не дает оснований для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации. Поэтому налоговый орган обязан вынести решение.

Если будет представлена уточненная декларация по НДС или акцизу, в которой заявлено право на возмещение налога (акциза), налоговики проведут самостоятельную камеральную проверку такой декларации.

Вынося решение по результатам камеральных проверок, связанных с возмещением НДС или акциза, проверяющие учтут следующее. Если в уточненной декларации сумма возмещения будет уменьшена, то решение о возмещении налога (акциза) примут с учетом такого уменьшения.

6. «Уточненка» представлена после вынесения решения по камеральной или выездной проверке

В данной ситуации налоговики будут руководствоваться письмом ФНС от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп. Согласно ему в рамках камеральной проверки уточненной декларации проверяющие должны истребовать пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ. ФНС рекомендовала также запрашивать пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации.

Если из полученных пояснений будет следовать, что в «уточненке» учтены результаты проверки по предыдущей декларации (доначисленные суммы налога), то налоговики проведут сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной декларации.

Грозит ли налогоплательщику налоговая ответственность за подачу «уточненки»

Если в уточненной декларации сумма налога не изменится либо будет уменьшена и налоговики не обнаружат ошибок, то штрафов не будет. Привлечение к ответственности возможно, если представлена декларация с суммой налога к доплате в бюджет.

Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного исчисления налога (сбора);
  • других неправомерных действий (бездействия).

Если «уточненка» будет представлена позже истечения срока на подачу декларации, но до срока уплаты налога, штрафа можно будет избежать. Это возможно, когда до представления декларации налоговики еще не узнали и не сообщили вам об ошибке в предыдущей декларации или не назначили выездную проверку.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки.

Таким образом, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после того, как в его адрес направили требование представить пояснения, и до представления «уточненки» уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, налоговая ответственность не наступает.

Если прошли сроки и на подачу декларации, и на уплату налога, то ответственности не будет при выполнении двух условий:

  • «уточненка» подана раньше, чем проверяющие узнали и сообщили об ошибке или назначили выездную проверку;
  • до подачи декларации уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

Если по уточненной декларации уплатить только налог, а пени нет, то налоговой ответственности не избежать.

Штрафа не будет, если на день представления «уточненки» есть переплата по этому налогу, которая превышает сумму налога, подлежащую доплате.

Как налоговики посчитают штраф при подаче «уточненки» с суммой к доплате

При подаче уточненной декларации проверяющие будут рассчитывать размер штрафа исходя из суммы налога к доплате, даже если налог по первоначальной декларации не уплачен. Иными словами, вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по декларации.

Если за проверяемый период налогоплательщик представит несколько уточненных деклараций, то сумму штрафа рассчитают на основании последней уточненной декларации без учета предыдущих в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Обзор: «Подали «уточненку» во время проверки: каких последствий ожидать от проверяющих»

Источник: http://zemser.ru/news/stoit-li-podavat-utochnenku-vo-vremya-proverki

Согласно Закону
Добавить комментарий