В какой главе возникает теория раскольникова

Краткое содержание “Преступления и наказания” Достоевского

В какой главе возникает теория раскольникова

Меню статьи:

1866 год ознаменовался появлением произведения – жемчужины русской классики. В этом году Федор Достоевский публикует роман «Преступление и наказание».

Собственно, «Преступление и наказание», краткое содержание по главам этого произведения нас и будет интересовать в этой статье.

Идея создания романа связана с пребыванием Достоевского на каторге, в ссылке – за участие в кружке Петрашевского. Таким образом, появление замысла произведения относится к 1859 году.

Любопытно, что, согласно замыслу Достоевского, роман планировалось оформить как исповедь. Работая над созданием текста, писатель изменил первоначальную идею. В письме к редактору «Русского вестника» Достоевский описал «Преступление и наказание» как психологическую отчетность одного романа.

Литературные критики характеризуют «Преступление и наказание» как роман, написанный в стиле реализма. Жанр – философско-психологический роман. Кроме того, произведению Достоевского приписывают такую черту, как полифоничность.

Это качество связано с особенностью «Преступления и наказания»: в романе нельзя выделить главных героев и персонажей второго плана. Все фигуры, которые писатель выписывает на страницах романа, равнозначны, равноправны между собой.

Кроме того, специфика «Преступления и наказания» состоит в присутствии самого автора в качестве героя, действующего вместе с другими, уже вымышленными, персонажами. Писатель живет внутри произведения, а не вне романа.

Персонажи «Преступления и наказания» в контексте содержания романа

  • Родион Раскольников порой считается центральным героем произведения Достоевского. Это молодой человек, который от нищеты вынужден бросить учебу. Раскольникова отличают гордость, ум, бескорыстность. Однако жизненные трудности оборачивают ум героя против него, ведь Раскольников хочет достичь всего и сразу. Родион перекладывает ответственность за существующую социальную несправедливость на старуху, у которой арендует комнату. В результате Раскольников совершает преступление, которое дает толчок развитию повествования. Сначала вину за убийство женщин берет на себя Миколка – маляр, которого первого подозревали в совершении преступления. Проницательный следователь, впрочем, быстро понял, что юноша невиновен.
  • Сонечка Мармеладова – девушка, воплощение идеала для писателя. Героиня была единственной родной дочерью Семена Мармеладова – бывшего чиновника, который, потеряв работу, спился. Когда-то Мармеладов служил титулярным советником, но теперь мужчина разжалован, и семья еле сводит концы с концами. Отец Сони женился во второй раз, взяв в жены женщину с детьми. Мачеха часто докучала Соне упреками в каждом съеденном девушкой куске хлеба. Соня не выдержала и вышла на улицу, предлагая собственное тело за деньги. Ранее девушка работала швеей, однако этот труд не приносил достаточно средств.
  • Петр Лужин описан как герой, скорее, отрицательный. Это мужчина среднего возраста (Лужину – за 40 лет), с неприятным выражением лица. Для Лужина характерна чопорность и корыстность. Петр Петрович собирается жениться на Дуне – сестре Раскольникова. Лужин делит жилье с соседом – Лебезятниковым.
  • Дуня(полное имя – Авдотья )– сильная характером девушка. Для Дуни характерно терпение, твердость духа, но пылкое, горячее сердце. Дуня очень любит брата. Гордые глаза девушки иногда приоткрывали скрытую в Дуне доброту.
  • Аркадий Свидригайлов – мужчина, увлеченный азартными играми. Свидригайлов женился на богатой вдове – Марфе, которая умерла по непонятным причинам. Этого героя иногда представляют двойником Раскольникова, отражающего отрицательные качества героя. Писатель говорит, что Свидригайлов убивал людей, воровал и совершал другие преступления. Персонажу около 50-ти лет, внешность – мощная, дородная.
  • Порфирий Петрович работает следователем. Герой ведет дело об убийстве двух женщин – старушки, державшей пансион, и ее сестры. Порфирию Петровичу 35 лет, мужчина проницательный и умный, обладающий острым аналитическим умом. Следователь – тонкий психолог, мастер психологической игры. Для этого героя характерны цинизм и скепсис, однако в Раскольникове Порфирий Петрович видит человека умного, достойного противника для себя. В полицейском участке работал и другой герой «Преступления и наказания» – Заметов.
  • Дмитрий Разумихин – еще один двойник Раскольникова. Разумихин дружит с Родионом. Герой – студент, учится там же, где учился Раскольников. Жизнь Разумихина нелегка, однако юноша старается достичь поставленных целей с помощью постепенного преодоления жизненных трудностей. Приятелем Родиона был и Зосимов, работавший доктором.
  • Старуха-процентщица, которую звали Аленой Ивановной, содержала пансион и сдавала комнаты в аренду. Дела женщина вела честно. Между тем, Раскольников считал Алену Ивановну воплощением вселенского зла. За это юноша убивает старушку.
  • Лизавета – сестра Алены Ивановны. Алена и Лизавета имели разных матерей, Лизавета – младшая. Девушке – около 35-ти лет, характером – добра и уступчива. Героиня находилась в полном подчинении старшей сестры, которая держала ту за рабыню. Лизавета стирала, готовила, убирала дом. Иногда Алена Ивановна позволяла себе даже избить сестру. Лизавета изображена умственно неполноценной девушкой. По хозяйству героине помогала кухарка Настасья. Лизавета, ставшая случайной свидетельницей убийства сестра Раскольниковым, тоже погибла от руки юноши. Родион корил себя за то, что убил невинную Лизавету.
  • Екатерина Мармеладова – вторая жена Семена Мармеладова. Женщина родилась в семье дворян, которые разорились. Кроме Сони, в семье Мармеладовых было еще трое детей: Полина, Леонид и Николай. Средств на всех не хватало. Екатерина – героиня не злая, но ожесточенная нищетой и болезнью. Женщина исхудала от чахотки, от которой впоследствии и умерла. Детей отправили в детский дом. Соня работала по «желтому билету», чтобы обеспечить семью, но старания девушки оказались напрасны, так как отец погиб под колесами повозки, а мачеха скончалась от туберкулеза. Мармеладовы арендовали комнаты у Амалии Ивановны.
  • Пульхерия Раскольникова – мать Родиона. Женщина обожала сына. Возраст героини – немного за 40 лет. Пульхерия много работала, чтобы обеспечить сына, но денег все равно не хватало.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/prestupleniya-i-nakazaniye.html

В какой главе возникает теория раскольникова

В какой главе возникает теория раскольникова
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Состояние отпатрулирована.

Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок. В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова , убившего ради спасения близких старуху-процентщицу.

Одним из образов романа стал большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени, воспроизведена петербургская топография.

Дорогие читатели! Наши статьи описывают типовые вопросы.

Если вы хотите получить ответ именно на Ваш вопрос, Вам нужна дополнительная информация или требуется решить именно Вашу проблему — ОБРАЩАЙТЕСЬ >>

Мы обязательно поможем.

Это быстро и бесплатно!

  • Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
  • Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
  • Преступление и наказание
  • Краткое содержание “Преступления и наказания” Достоевского
  • Глава седьмая «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
  • Преступление и наказание
  • 9 вопросов о «Преступлении и наказании»
  • Как мы читаем Достоевского
  • Как мы читаем Достоевского

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Краткое содержание — Преступление и наказание

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Вход на портал. Вход на портал Регистрация. Поиск по сайту. Учебные заведения. Проверочные работы. Отправить отзыв.

Архив Сочинения Достоевский Ф. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия.

В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью.

В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей.

Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона.

Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих.

Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей.

Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией.

Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу.

Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу.

Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества.

Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова.

И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.

Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1. Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1. Уроков: 1 Заданий: 6 Тестов: 1. Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1.

Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Достоевского, включают ценный теоретический и практический материал, способный оказать практическую помощь преподавателям в подготовке к урокам по данной теме. Методические материалы к урокам. Федор Михайлович Достоевский. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений.

Глава 1. Родион Раскольников, главное действующее лицо романа, .. Возникает ссора, Лужин все больше распаляется, и Дуня просит его уйти.

Проблема символа и реалистическое искусство. Поэтический словарь. Три речи в память Достоевского. В углу, перед небольшим образом горела. Солнце ярко блеснуло ему в глаза , так что больно стало. Свет дня ослепляет его, как ночную птицу. В полночь он идет. Оно предстаёт как разумное и совершенное 14 Топорков Л. Энциклопедицеский словарь.

Краткое содержание “Преступления и наказания” Достоевского

В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича.

Однако при этом все посвященные, видя невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною.

Внимание читателя переносится, таким образом, с внешней канвы сюжета на душевное состояние преступника и на идеи, приведшие его к преступлению. Художественное время романа также не поддается обычному измерению.

Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.

И в связи с этим ты пытаешься понять не Чехова то есть не главную идею рассказа , а ты приближаешься к пониманию самого себя посредством Чехова.

Вообще, когда я пытаюсь понять самого себя или осмыслить свои поступки, я представляю перед собой зеркало с моим отражением, но это отражение идентично только внешне, а мыслит оно совсем по-другому.

Простим читателю некоторую причудливость образа, порадуемся главному. Такой важнейшей частью пути к самому себе становится творчество Ф. Взаимосвязь между ними очевидна.

Преступление и наказание

Это значит, что герой преодолел моральный барьер, допустив идею убийства как неизбежность. Это все. Предыдущее пробуждение было мнимым типичный прием Гоголя. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть …. Toggle navigation Nevmenandr. Глава XI. Ложные сны насылаются богами специально, чтобы обмануть человека. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения.

Раскольников видит в своей теории «двух разрядов» .. ГЛАВА 3. РОМАН (« КАЗУИСТИКА»). Возникает все же вопрос: однозначность истинных.

Меня зовут Вера Ивановна Краснова, я проведу у вас сегодня урок литературы. Отрывок из стихотворения С. Ваше впечатление об этом городе?

Как мы читаем Достоевского

Образовательный сайт Красновой Веры Ивановны Уроки русского языка. Уроки литературы. Урок в 10 классе по теме: «Петербург Достоевского или. Ход урока. Вступительное слово учителя. Отрывок из стихотворения С.

Очень рано Достоевскому открылось таинственное противоречие, заключенное в понятии человеческой свободы.

Классические произведения искусства существуют как бы в двух измерениях: чтобы полноценно их воспринять, необходимо видеть их в органической связи и с тем временем, когда они были созданы, и с нашим временем, в котором они продолжают жить, поражая своей неиссякаемой силой и яркостью.

Из следующих абзацев читатель узнавал, что дело происходило в Петербурге, вблизи Сенной площади. Это порождало совершенно особенное отношение к роману.

И вот на другой день, выехав на обычную свою прогулку по Невскому на паре вороных рысаков, девушка велит кучеру ехать туда… Что же она увидела? Крик, хохот, брань в толпе дерущихся и тех, кто остановился посмотреть на драку… Вдруг… у самой толпы остановилась пара вороных, женский, странно ломающийся голос пронзительно закричал.

Была каморка, туда вели тринадцать ступенек, как и было сказано в романе, и была лестница мимо квартиры с кухней…. Мы повторяли все движения Раскольникова, спускались вниз, во двор, под ворота, где Раскольников стоял… пока вдруг не увидел в каморке дворницкой топор.

To browse Academia. Skip to main content. Log In Sign Up.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Достоевский. Зачем Раскольников убивает Лизавету. Русская классика. Начало

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Источник: https://fifina-nnov.ru/semeynoe-pravo/v-kakoy-glave-voznikaet-teoriya-raskolnikova.php

Идея Раскольникова и ее крушение

В какой главе возникает теория раскольникова

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман.

Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии.

Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей.

Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать.

Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику.

Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях.

Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей.

Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством.

Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «…людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово».

И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «…вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных.

Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет.

Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой.

Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь.

Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление.

С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что…

уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство.

Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой.

Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными.

Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни.

Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо.

Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания.

И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу.

Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека.

Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям.

Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние.

Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей.

Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

 Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

    Сочинения

 Перейти к оглавлению книги «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Источник: https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2438-ideya_raskolnikova_i_ee_krushenie.html

Христианские мотивы

:. Раскольников осведомляется, не убивал ли Свидригайлов свою жену Марфу Петровну. Преступление и наказание. Художественный фильм г. Свидригайлов очень прост и словоохотлив, но вместе с тем как-то странно задумчив.

Попал в тюрьму за долги — тут и подвернулась Марфа Петровна, на пять лет старше него.

Выкупила из тюрьмы за 30 тысяч, увезла в деревню, сочетала с собой браком, но всю жизнь держала против него документ в этих тридцати тысячах, чтобы не вздумал взбунтоваться.

А теперь она уже три раза приходила к нему как привидение. Раньше Свидригайлову являлся привидением принадлежавший ему дворовый человек, который повесился от обиды на его насмешки. Спрашивает Раскольникова: думал ли он о вечности в будущей, загробной жизни.

Наконец Свидригайлов заговаривает о деле, с которым пришёл. Дуня выходит за богача Лужина, но он ей не пара. Она просто жертвует собой ради семейства. Делаю это всё бескорыстно, из одного уважения к ней.

К Дуне я уже ничего не чувствую, хотя ещё недавно желал просить её руки. Думаю вскоре жениться на другой. Раскольников отказывается. Спрашивает, куда собрался ехать Свидригайлов, но тот странным образом как будто уже и забыл о планах своего путешествия.

Сообщает, что и Марфа Петровна завещала Дуне три тысячи, которые можно будет получить через две-три недели. Раскольников с Разумихиным следующим вечером идут к Дуне и Пульхерии Александровне в номера Бакалеева. Туда же приходит и Лужин.

Он удивлён, увидев Раскольникова, так как ранее предупреждал, что не желает его видеть.

Но всё же проходит к столу. Сообщает, что получил сведения о выезде в Петербург Свидригайлова.

Рассказывает: слышал от покойной Марфы Петровны, что против Свидригайлова было не только долговое, но и уголовное дело: он надругался над несовершеннолетней глухонемой племянницей своей близкой знакомой, мадам Ресслих, забитой девочкой, которую та попрекала куском хлеба и била. Девочка эта повесилась. Раскольников рассказывает, что Свидригайлов был у него, что он ищет свидания с Дуней и сообщил о трёх тысячах в завещании Марфы Петровны.

Но о других подробностях встречи со Свидригайловым обещает рассказать лишь позже — т. Дуня и мать защищают Родиона.

Лужин начинает намекать, что они так осмелели, узнав о трёх завещанных тысячах Марфы Петровны, да ещё, возможно, ждут выгодных предложений и от Свидригайлова. Но это никого не пугает, и он уходит со злобной ненавистью. Лужин не ожидал такой развязки.

Дуня нужна ему. Недавно переселившись в Петербург, он знает: красивая жена может быть очень полезна, для того чтобы быстрее выдвинуться в этом городе.

А бедность её будет залогом покорности в супружестве. Лужин раздосадован, что этот его план рухнул. Впрочем, он не верит, что разрыв с Дуней непоправим, и думает о способе всё исправить.

Раскольников сообщает, что Свидригайлов просит последней встречи с Дуней, чтобы подарить ей десять тысяч.

Разумихин уговаривает Дуню и Пульхерию Александровну остаться в Петербурге и стать с ним денежными компаньонами для печатания переводных книг. Раскольников этот план одобряет, но сам неожиданно встаёт уходить.

Я вас помню и люблю… Оставьте меня одного!.. Забудьте меня совсем… Когда надо, я сам приду или… вас позову.

Может быть, всё воскреснет!.. Его мать от неожиданности близка к обмороку. Дуня негодует. Разумихин бежит Раскольниковым. Понимаешь меня? Разумихин смотрит на друга — и начинает догадываться.

Раскольников уходит, а Разумихин бежит успокаивать Дуню с матерью — и с тех пор становится у них сыном и братом. Раскольников приходит к Соне. Та живёт в уродливой комнате, обставленной убогой мебелью.

Раскольников рассказывает, что знает со слов Мармеладова всю историю о том, как Соня стала проституткой.

Соня смущена. Она рассказывает, что хозяйка хочет согнать Катерину Ивановну с квартиры, а та то руки ломает, кровью харкает и плачет, то начинает стучать головой об стену в отчаянии.

А иногда фантазирует: мечтает уехать в свой родной город, открыть там пансион для благородных девиц, взять Соню помощницей. Раскольников с удивлением узнаёт: Соня была знакома с убитой им сестрой процентщицы, Лизаветой.

С Полечкой будет то же, что и с вами?

Раскольников вдруг, припав к полу, целует её ногу. Что ты великая грешница, но грех твой оказался напрасным: ты так никого и не спасла! Ведь тысячу раз разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! Уж не чуда ли она ждет? Раскольников замечает на комоде Новый Завет.

Оказывается, его принесла Соне Лизавета. Он просит, чтобы Соня прочла ему главу Евангелия о воскресении Лазаря. Соня читает, как Лазарь воскрес после 4-х дней во гробе именно столько прошло со дня совершённого Раскольниковым убийства. Сцена чтения Евангелия. Мы оба прокляты. Ты тоже переступила… Ты загубила жизнь… свою это всё равно! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!..

Может, я с тобой в последний раз говорю. Раскольников уходит. Соня пока ничего не понимает. А в стене её комнаты — запертая дверь в соседнюю квартиру немки Ресслих.

И за ней подслушивал весь их разговор с Раскольниковым Свидригайлов. Беседа ему понравилась, и он решил подслушивать их и дальше. На другой день утром Раскольников идёт в полицейскую часть, к Порфирию.

В задней стене кабинета — запертая дверь.

Порфирий берёт бумажку и в рассеянности лопочет о каких-то мелочах. Порфирий заливается смехом, колыхаясь всем телом. Раскольников ненавистно смотрит ему прямо в глаза. Да не беспокойтесь! Фуражечку-то отложите-с. Минуток пять времени почему не посидеть с приятелем, для развлечения.

Знаете ли, Родион Романович, иного преступника я обязан заарестовать поскорее, а если другого посажу сразу, то, пожалуй, поняв определённо, что уже арестант, он уйдет от меня в свою скорлупу.

А если оставлю я иного-то господина совсем одного, но чтоб он каждую минуту подозревал, что я всё знаю, так ведь, ей-богу, закружится, сам придет да, пожалуй, еще и наделает чего-нибудь, что уже математический вид доказательства будет иметь. Особенно если это человек современный и развитой. Будет около меня, как бабочка около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает.

Сам мне какую-нибудь математическую штучку, вроде дважды двух, приготовит, — лишь дай я ему только антракт подлиннее. Вы, Родион Романович, человек молодой, а потому выше всего ум человеческий цените.

Это точь-в-точь, как прежний австрийский гофкригсрат: на бумаге-то они и Наполеона разбили и в полон взяли, и в кабинете, всё остроумнейшим образом рассчитали, а смотришь, генерал-то Мак и сдается со всей своей армией, хе-хе-хе!

Об этом и не подумает увлекающаяся остроумием молодежь, «шагающая через все препятствия» как вы сами выразились. Человек и солжет наихитрейшим манером, а потом в самом-то скандалезнейшем месте и упадет в обморок.

Или начнет дурачить подозревающего его человека, да вдруг и побледнеет — да слишком уж натурально. Сам вперед начнет забегать, соваться начнет, куда и не спрашивают, заговаривать беспрерывно о том, о чем бы надо, молчать.

Сам придет спрашивать: зачем-де меня долго не берут?

Раскольников неожиданно для себя начинает хохотать, а потом резко прекращает смех. Порфирий бросается к нему с графином. Ведь я знаю, как вы квартиру-то нанимать ходили , да в колокольчик стали звонить, да про кровь спрашивали… Негодование-то в вас уж очень сильно кипит-с, благородное-с, от полученных обид, от судьбы, вот вы и мечетесь туда и сюда.

Этак ведь иногда человека из окна али с колокольни соскочить тянет, и ощущение-то такое соблазнительное.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Это значит, что герой преодолел моральный барьер, допустив идею убийства как неизбежность. Это все. Предыдущее пробуждение было мнимым типичный прием Гоголя. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть …. Toggle navigation Nevmenandr. Глава XI.

Глава седьмая «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Образовательный сайт Красновой Веры Ивановны Уроки русского языка. Уроки литературы. Урок в 10 классе по теме: «Петербург Достоевского или.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Краткое содержание — Преступление и наказание

Глоссарий по теме Евангелические мотивы — темы, которые взяты из Евангелия. Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Идея создания романа связана с пребыванием Достоевского на каторге, в ссылке — за участие в кружке Петрашевского. Таким образом, появление замысла произведения относится к году.

Регистрация Вход. Ответы Mail. Вопросы — лидеры Здравствуйте! Как назывался чехословацкий мультик годов про маму-медведя и медвежонка?

Согласно Закону
Добавить комментарий