Защита прав иностранных граждан по трудовому праву

Конституционное право

Защита прав иностранных граждан по трудовому праву

В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечиваются личные права и свободы. Эта группа прав традиционно понимается как свобода действовать, принимать решения независимо от государства. Указанной группе прав присущи такие особенности, как неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения, они связаны с частной жизнью лица, его индивидуальной свободой и личной безопасностью.

Центральным, стержневым правом рассматриваемой группы является право на жизнь. В мирных условиях гарантия права на жизнь не сводится к запрещению убийства — такой запрет безоговорочно закрепляется уголовным законодательством всех стран мира.

В качестве одной из гарантий охраны права на жизнь выступает деятельность государства, его полномочных органов по профилактике и борьбе с преступностью, и прежде всего с терроризмом и другими проявлениями экстремизма, с преступными посягательствами на жизнь и здоровье граждан.

Однако некоторое количество преступлений на территории России совершают и сами иностранные граждане и лица без гражданства.

Международные преступники прибывают в Россию через территории государств СНГ, используя упрощенный порядок въезда-выезда.

Криминогенной обстановке особенно способствует увеличение количества иностранных граждан, нелегально въехавших в Россию и проживающих на ее территории.

С правом на жизнь тесно связаны и другие основные права и свободы рассматриваемой группы. Подавляющее большинство из этих прав и свобод реализуются в том же порядке, что и российскими гражданами. Но некоторые различия все-таки имеются.

Иностранные граждане подлежат строгому учету. Временно проживающие иностранцы не могут по своему желанию изменять место проживания в пределах субъекта Федерации или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта РФ. На территории России есть места, куда иностранцам въезд ограничен либо запрещен.

Перечень территорий, объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуются специальное разрешение, утверждается Правительством РФ. Постановление Правительства РФ по этому вопросу от 11 октября 2002 г.

относит к таким территориям, организациям и объектам: территории закрытых административно-территориальных образований; территории с регламентированным посещением для иностранных граждан; территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение; территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания; территория закрытых военных городков; зоны проведения контртеррористических операций; зоны экологического бедствия; пограничная зона; объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; объекты, на которых разметаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и др.

Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод, позволяющих человеку и гражданину участвовать в осуществлении власти в обществе и государстве, которые принято именовать политическими правами и свободами.

Субъектами названных прав и свобод являются прежде всего граждане России, хотя некоторые из них могут осуществляться и негражданами.

К ним относятся те права и свободы, которые не позволяют иностранным гражданам вмешиваться во внутренние дела государства.

Действие политических прав и свобод по-разному проявляется по отношению к иностранным гражданам. Так, свобода мысли не может зависеть от гражданства. Естественные ограничения в сфере осуществления свободы мысли и слова Конституция РФ связывает с недопустимостью пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах право на свободное выражение мнения включает в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно, или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору (ст.

19).

Осуществление свободы мысли и слова, свободы печати и информации налагает на лицо определенные обязанности и ответственность и может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями и санкциями, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности ими общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Законодательные ограничения рассматриваемых прав и свобод распространяются как на российских, так и на иностранных граждан.

Например, Законом «О государственной тайне» определен перечень сведений, составляющих государственную тайну в различных областях: военной, экономической и научно-технической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (в частности, о методах и средствах защиты секретной информации, о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими указанные виды деятельности).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков пропаганды или призывов к экстремистской деятельности.

Закон о СМИ содержит несколько норм, адресованных иностранным гражданам. Так, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории России, не может быть учредителем (соучредителем) СМИ в России. Вместе с тем иностранный гражданин может быть сотрудником СМИ, а также их руководителем.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин России, имеющий двойное гражданство, не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России.

Закон о СМИ определяет статус зарубежных корреспондентов и представительств зарубежных СМИ в России. Представительства зарубежных СМИ создаются с разрешения МИД России, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией. Аккредитация иностранных журналистов также производится МИД России.

На корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный Законом России о СМИ.

Правительство РФ может установить ответные ограничения в отношении корреспондентов СМИ тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов СМИ, зарегистрированных в России.

Одним из наиболее значимых для иностранцев и лиц без гражданства политических нрав, которым они активно пользуются, является право на объединение.

Пользование этим правом происходит по-разному: (1) иностранные граждане имеют право создавать общественные объединения, которые позволяют им участвовать в общественной жизни, реализовывать свои интересы, защищать в случае необходимости свои права (различные землячества, клубы, общества, движения); (2) иностранные граждане могут вступать в российские общественные объединения, в том числе в профсоюзы. Федеральный закон «Об общественных объединениях» предоставляет возможность иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с российскими гражданами быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (ст. 19).

Иностранные граждане не могут, согласно Федеральному закону «О политических партиях», быть членами (участниками) таких политических организаций. Это ограничение связано с тем, что политические партии создаются для предоставления российским гражданам возможности участия в политической жизни страны посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан Российской Федерации в органах государственной власти и органов местного самоуправления.

Свобода собраний и манифестаций предоставляет гражданам Российской Федерации (ст. 31 Конституции) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Однако на практике этими правами пользуются и иностранные граждане, тем более что Всеобщая декларация прав человека считает право мирных собраний и ассоциаций общепризнанной формой выражения мнений и убеждений.

Иностранные граждане часто участвуют в различных публичных мероприятиях.

Что касается других политических прав, то конституционное право связывает их реализацию с состоянием в российском гражданстве (хотя и здесь есть некоторые исключения).

Так, право на участие в управлении делами государства содержит несколько правомочий: право избирать и быть избранными; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет: (1) иностранные граждане в России не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумах (общероссийском и региональном); (2) постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12).

Закон о правовом положении иностранных граждан определяет их отношение к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности.

Иностранный гражданин не имеет права: (1) находиться на государственной или муниципальной службе; (2) замешать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом России, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; (3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; (4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; (5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации; (6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (ст. 14).

Ряд федеральных законов специально оговаривают невозможность государственной службы иностранных граждан в органах суда, прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможни.

Социально-экономические права и свободы обеспечивают человеку свободу в экономической, трудовой, социальной, культурной сферах, дают возможность защищать свои жизненные потребности. Эта группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все они в совокупности дают представление о правовом статусе человека.

Рассмотрим некоторые из прав этой группы.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Иностранцы не могут быть лишены ее иначе как по решению суда. Но в отношении некоторых объектов право собственности иностранцев имеет определенные особенности. Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ 2001 г.

иностранные граждане и лица без гражданства не могут иметь в собственности землю на приграничных и иных установленных особо охраняемых территориях, земельные участки им предоставляются только за плату, а землями сельскохозяйственного назначения они могут обладать только на правах аренды.

Закон об иностранцах содержит нормы, определяющие реализацию права на труд и занятие отдельными видами трудовой деятельности.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем (заказчиком работ, услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых (гражданско-правовых) договоров. В качестве работодателя (заказчика) может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатели (заказчики работ, услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в России; временно проживающих в России; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, сотрудниками международных организаций; являющихся работниками иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание поставляемого в Российскую Федерацию технического оборудования; являющихся аккредитованными журналистами; обучающихся в России; некоторых других.

Налоговый кодекс РФ имеет одинаковую силу в отношении российских граждан и иностранцев. В целях избежания двойного налогообложения Российская Федерация заключает специальные соглашения с иностранными государствами. Иностранные граждане обязаны беречь природу, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вместе тем иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с федеральным законодательством не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ и обязанности прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно ст.

15 Закона иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала.

Источник: https://isfic.info/ebzeev/konprav34.htm

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства в Российской Федерации

Защита прав иностранных граждан по трудовому праву


The article deals with the peculiarities of legal regulation of stateless persons’ labour in the Russian Federation, types of work available for them, specific requirements for this category, specific categories of workers.

Keywords: stateless person, foreign citizen, stateless person's labour, labour laws, labour relations

Определение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства всегда являлось вопросом, вызывающим большое количество неясностей и споров.

Принятие Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесло определенность в ряд связанных вопросов, но развитие международного сотрудничества, в том числе в сфере трудовой деятельности, усложняет регулирование отдельных аспектов нахождения на территории РФ указанных категорий лиц. Рассмотрим подробнее особенности правового регулирования труда апатридов в РФ.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет лицо без гражданства как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1].

В настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего правовое положение лиц без гражданства, поэтому, согласно ч. 2 ст.

2 упомянутого ФЗ, понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

На сегодняшний день особое значение имеет определение содержания понятия «лица без гражданства», так как отсутствует его единообразная трактовка в законодательстве РФ и иных законодательных актах, регулирующих правовой статус данной категории.

Дополнительную проблему создает существование иных статусов вне пределов Российской Федерации.

Так, лица, не получившие гражданство после распада СССР, именуются по-разному: например, в Латвии и Эстонии существует такая категория, как «неграждане».

Нахождение таких лиц на территории нашего государства значительно усложняет определение их правового положения и положения иностранных граждан и лиц без гражданства в целом.

По общему правилу, часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [2]. Таким образом, право на свободный труд и остальные трудовые права, закрепленные в ст.

37 Основного закона страны, относятся и к апатридам. На это указывает и использование слова «каждый» в тексте статьи, что говорит о принадлежности прав не только лицам, являющимся гражданами РФ. Следовательно, на них распространяется статья о запрещении дискриминации в сфере труда Трудового Кодекса РФ [3], которая устанавливает равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Все же имеются определенные особенности при осуществлении трудовой деятельности лицами без гражданства на территории России.

Эти положения не являются дискриминационными, так как в ранее упомянутой статье не говорится о дискриминации по признаку гражданства, поэтому являются полностью допустимыми, тем более, что правовой статус специальных категорий лиц не может совпадать со статусом граждан соответствующего государства.

Итак, чтобы заключить трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшим 18 лет, работодатель, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ, должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (если они прибыли в РФ в порядке, требующем получения визы).

Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии, указанной в разрешении, и только в пределах субъекта РФ, на территории которого он получил соответствующее разрешение.

Такие лица также могут выступать в качестве работодателя при наличии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Чтобы получить разрешение на работу, иностранный гражданин обязан встать на учет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в налоговый орган по месту своего нахождения.

Работодатель, привлекший и использующий для трудовой деятельности иностранного гражданина или лицо без гражданства, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении и прекращении трудового договора с данным лицом.

Еще одной особенностью является расширенный перечень документов, необходимых для приема иностранного гражданина или апатрида на работу, установленный в статьях 327.2 и 327.3 Трудового кодекса РФ.

Помимо сведений, указываемых в трудовом договоре гражданина РФ, в такой договор иностранного гражданина включается также информация о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание в РФ или виде на жительство, реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или условия оказания медицинской помощи в случае его отсутствия.

Однако, даже при полном соблюдении процедуры заключения трудового договора с иностранным гражданином и при наличии всех необходимых документов такой гражданин не обретает всех трудовых прав, которыми обладают граждане РФ.

Существует ряд ограничений, связанных с осуществлением государственной или муниципальной службы и отдельных видов работ.

Статья 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» запрещает иностранному гражданину или лицу без гражданства:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Данный перечень не является исчерпывающим.

В российском законодательстве регламентируется труд отдельных категорий иностранных работников. Так, статья 13.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ регулирует особенности осуществления трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов.

Она устанавливает минимальный размер заработной платы и некоторые ограничения, связанные с трудовой деятельностью таких работников.

Основное отличие правового статуса высококвалифицированного специалиста от иного иностранного работника состоит в том, что срок, на который он получает разрешение на работу и вид на жительство, соответствует сроку, на который заключается трудовой договор. Такие специалисты активно работают в РФ.

Среди получивших патенты на трудовую деятельность 47 процентов — узбеки; 25 процентов — таджики; 12 — украинцы; 8 — молдаване и 4 процента — киргизы. Всего в этом году с 1 января по 8 мая в России выдано 514 тысяч патентов 4.

Если работодатель не соблюдает законодательство, возможно вынесение решения о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов (например, если по вине работодателя возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью).

Следующей такой категорией являются работники, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы. Статья 13.

3 ФЗ «О правовом регулировании иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает возможность работодателей, чья деятельность подлежит обязательной государственной регистрации и (или) лицензированию, привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на основании патента. В указанной статье расписан порядок и документы, необходимые для получения патента.

Еще одной особой категорией иностранных работников являются лица, обучающиеся по очной форме в Российской Федерации. Статья 13.4 упомянутого выше федерального закона устанавливает срок действия разрешения на работу, отличный от сроков действия разрешений других работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Этот срок не может превышать срок обучения данного иностранного гражданина по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Он может быть неоднократно продлен на год.

Помимо документов, подаваемых иностранными гражданами при приеме на работу, необходимо предоставить справку об обучении и документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Следующая особенность правового регулирования труда иностранных граждан — отстранение от работы. Статус данной категории лиц создает дополнительные условия для отстранения таких работников от работы, что, безусловно, является ухудшением их положения. Однако, эти условия являются обоснованными. Согласно ст. 327.

5 Трудового кодекса Российской Федерации, ими являются окончание срока разрешения на работу или патента, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории РФ, договора (полиса) добровольного медицинского страхования или же приостановление действия либо окончание срока действия разрешения работодателя на привлечение и использование иностранных работников.

К особенностям прекращения трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства статья 327.

6 Трудового кодекса РФ относит аннулирование или окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу или патента, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории РФ, договора (полиса) добровольного медицинского страхования, приведение численности иностранных работников в соответствие с установленными российским законодательством ограничениями, а также невозможность временного перевода работника и невозможность предоставления ему прежней работы по окончании срока такого перевода. Если трудовой договор расторгнут по вине работодателя в связи с приостановлением или аннулированием его разрешения на привлечение иностранных работников, то он обязан выплатить работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Говоря о социальных гарантиях рассматриваемой категории лиц, следует отметить, что на иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья, они защищены от привлечения к принудительному труду и сверхурочным работам, для них устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д. В соответствии со ст. 5 федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [5]. Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон. Как иностранцы, так и лица без гражданства занимают рабочие места, которые не пользуются популярностью у граждан РФ. Это, как правило, низкооплачиваемая работа.

Дешевая рабочая сила всегда была востребована на рынке труда, и очень часто ее использование проводилось с нарушением закона, отмечает Адриановская Т. Л. Использование труда иностранцев и лиц без гражданства в настоящее время лимитировано государством с целью контроля и урегулирования.

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ) считается противоправным, если имел место фактический допуск иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к труду без соответствующего разрешения 6, с.119.

Подводя итог, хочу сказать, что российское законодательство в сфере правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства подвергается изменениям и совершенствуется в соответствии с существующим в РФ положением, связанным с миграционными процессами и пребыванием рассматриваемой категории лиц на территории государства.

Международные документы также способствуют наиболее полному правовому регулированию вопросов, касающихся данной сферы. Существует немало международных договоров, конвенций, соглашений между государствами, направленных на сокращение числа апатридов и закрепление их прав, но в настоящий момент они не ратифицированы РФ, что значительно тормозит решение этого вопроса.

Л. В. Андриченко в своей статье «Конвенция «О статусе апатридов» и законодательство Российской Федерации в сфере правового статуса лиц без гражданства» говорит о том, что и международное регулирование данного вопроса требует дальнейшего развития для стимуляции совершенствования национальных законодательств [7].

Действительно, многие проблемы в этой сфере не получили своего освещения и в международных актах, в том числе единообразие в терминологии и определении содержания конкретных понятий.

Таким образом, можно отметить развивающийся характер законодательных актов, принятых в сфере правового регулирования труда лиц без гражданства, но законодательство не является совершенным, так как затрагивает лишь некоторые особенности данного вопроса.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34744/

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Защита прав иностранных граждан по трудовому праву

Трудоустройство иностранных граждан на территории РеспубликиБеларусь.

1. Право на трудоустройство:

1.1. иностранных граждан, постоянно проживающих в РеспубликеБеларусь.

В соответствии с частью первой статьи 11 Закона РеспубликиБеларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства вРеспублике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении) постоянно проживающиев Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства (далее –иностранцы) имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностьюнаравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательнымиактами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных статьями19 и 20 Закона о правовом положении.

Документом, удостоверяющим личность иностранца на территорииРеспублики Беларусь и подтверждающим получение им разрешения на постоянноепроживание в Республике Беларусь, является вид на жительство (статья 1 Закона оправовом положении, пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008№ 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее – Указ одокументировании);

1.2. иностранных граждан, не имеющих разрешения напостоянное проживание в Республике Беларусь.

В соответствии с частью второй статьи 11 Закона о правовомположении порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временнопребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяетсяспециальными законодательными актами Республики Беларусь, в частности ЗакономРеспублики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовоймиграции). Закон о трудовой миграции установил, что иностранец, не имеющийразрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, должен получитьспециальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в РеспубликеБеларусь, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь.

Вместе с тем, если международным договором РеспубликиБеларусь установлены иные правила, чемте, которые предусмотрены Законом о трудовой миграции, то применяются правиламеждународного договора Республики Беларусь (статья 3 Закона о трудовоймиграции).

Например, Договором о Евразийском экономическом союзе (вступил в силу 1 января 2015 г.

), заключенным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в 2014 году к Договору присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика) предусмотрено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов («трудящийся государства-члена» – лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает) без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Поскольку вопросы внешней трудовой миграции относятся ккомпетенции Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних делРеспублики Беларусь, за более подробной информацией рекомендуем обращаться вуказанный Департамент (официальный сайт МВД http://mvd.gov.by).

2. Документы, предъявляемые при приеме на работу.

Статья 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее –Трудовой кодекс) устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношениивсех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территорииРеспублики Беларусь.

Таким образом, при заключении трудового договора натерритории Республики Беларусь Трудовой кодекс будет применяться в отношениииностранцев, имеющих право заниматься трудовой деятельностью, как постояннопроживающих в Республике Беларусь, так и не имеющих разрешения на постоянноепроживание.

В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса притрудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность.

Документом,удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающегоили временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев,которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документдля выезда за границу (статья 52 Закона о правовом положении). Документом длявыезда за границу является действительный паспорт или иной документ, егозаменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующиморганом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительстваиностранца или международной организацией (статья 1 Закона о правовом положении). Документом, удостоверяющим личность иностранцев,получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, являетсявид на жительство (пункт 1 Указа одокументировании);

2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающегона работу и совместителей.

На территории Беларуси наниматели заполняют трудовыекнижки старого образца (выдана в период существования СССР союзной республикой)либо образца трудовой книжки Республики Беларусь 1993, 1995 и 2014 годов.

Трудовыекнижки иных государств (например, выданных в Российской Федерации, Украине)наниматели не заполняют. В связи с этим при отсутствии у иностранца трудовойкнижки либо при наличии трудовой книжки неустановленного образца нанимательзаводит ему трудовую книжку Республики Беларусь;

3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (дляинвалидов);

6) декларацию о доходах и имуществе, страховоесвидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы оподтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если ихпредъявление предусмотрено законодательными актами.

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/trudoustrojstvo-inostrannyx-grazhdan-na-territorii-respubliki-belarus

Права работника, трудовой кодекс

Защита прав иностранных граждан по трудовому праву

Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества.

Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах.

При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений.

В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослабление их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах.

Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие.

И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав.

Целью данного раздела является освещение правовых аспектов отношений с работодателем в различных ситуациях, в том числе болезни и ограничения трудоспособности, а также возможностей защитить свои законные права работника.

Согласно Статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» постановляется следующее.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Работник имеет право защищать свои права, и работодатель, а также представители работодателя не имеют права препятствовать ему в осуществлении самозащиты трудовых прав. Поэтому очень важно быть компетентным в своих возможностях, правах и обязанностях, чтобы получать защиту государства при столкновении с различными жизненными обстоятельствами.

Источник: http://www.help-patient.ru/rights/relations_employer/

Согласно Закону
Добавить комментарий